Роль правового воспитания в обществе. Место и роль правового воспитания. Воспитание правовой культуры у детей

Уважение к праву, закону выражает саму суть гражданского воспитания. Но уважение к закону - это такое отношение к правовым предписаниям, когда человек в своей деятельности признает ценность закона. Результатом успешного усвоения норм поведения является внутренний контроль, когда человек настолько глубоко усвоил бытующие нормы морали, нормы деятельного поведения, что, не задумываясь, поступает так, как этого требует общество в лице принятого его представительным органом закона.

Однако уважение к закону как внутренняя установка личности, рационально-эмоциональное отношение к его духу и букве формируется на основе признания ценности закона для личности (позитивное правосознание). А такое формирование есть в особенности процесс и результат правового воспитания.

Правовое воспитание - это прежде всего целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому и их закрепление в сознании людей как признаваемых и уважаемых ими поведенческих стереотипов. Правовое воспитание имеет целью формирование и развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере.

При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих всё-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на формирование и повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Будучи значимым средством формирования и повышения уров-ня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом ду-ховного воспитания личности в условиях построения в России пра-вового государства, правовое воспитание представляет собой осо-бую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов и иных социальных субъектов, направ-ленную на формирование и укрепление в сознании людей уважения к праву, пози-тивных правовых знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентации, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное по-ведение, активную жизненную позицию в реализации юридических норм.


Практически эта форма деятельности представляет собой систему мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и мо-ральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необ-ходимости и справедливости юридических норм, следованию их предписаниям.

К формам правового воспитания относятся: правовое обуче-ние, правовая пропаганда , организованная, контролируемая и наблюдаемая социально-правовая практика населения, различных институтов общества и публично-правовых институтов государства (судов, правоохранительных, исполнительных, законодательных и иных правотворческих органов).

Средства правового воспитания составляют материальные формы, используемые для достижения целей правовоспитательной работы (законодательные акты, юридическая литература, теле-, видео- и кинофильмы, телепередачи правового характера и т.п.).

Методы правового воспитания представляют собой совокуп-ность приемов и способов воздействия на правосознание и по-ведение людей с целью формирования у них правовой культуры.

Наиболее оптимальными методами правового воспитания являются воспитательные и предупредительные .

Организационная структура, включающая субъекты (органы, которые проводят правовоспитательную работу), а также объекты (те ка-тегории населения, по отношению к которым проводится пра-вовоспитательная работа и правовоспитательные действия (деятельность, осуществляемая для достижения намеченных правовых целей), средства и методы правового воспитания представляют собой в целевой совокупности систему правового воспитания.

Вместе с тем, следует отметить, что важнейшим способом, направленным на выработку позитивного правосознания, выступает социально-нормативное воспитание, являющееся нетрадиционным для освещения в теории права.

Как представляется, социально-нормативное воспитание является оптимальным способом формирования положительного правосознания и преодоления в нем пробелов и искажений. Оно представляет собой комплексный процесс, включающий в себя в качестве важнейших элементов прежде всего правовое, а также неразрывно связанные с ним моральное, трудовое, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

Сущность данного социально-нормативного воспитания как воспитательного комплекса заключается в том, что постепенно, по мере получения индивидом определенных знаний о жизни в обществе элементы воспитательного процесса усложняются. Если на первоначальном этапе воспитание выражается в виде простого и образного разъяснения общедоступных и несложных для умственного усвоения положений через трудовое, физическое, моральное и эстетическое воспитание, но впоследующем элементы воспитательного процесса усложняются.

Сюда в качестве воспитательного «ядра» и включается правовое воспитание, которое может быть эффективным только при преломлении правовых норм через нормы, усвоенные индивидом ранее. То есть наряду с общими социальными нормами индивиду разъясняется связанная с ними роль права и законности в общественной жизни.

В основе социально-нормативного воспитания лежит информационный подход, который основывается на той предпосылке, что формирование положительного правосознания и преодоление случаев его деформации возможно лишь при получении гражданами соответствующих правовых знаний. Эта точка зрения имеет давнюю традицию, поддерживается большинством российских ученых, находит свое отражение и в международных документах.

Так, например, в Резолюции VI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каракас, 1980), было отмечено, что знание права помогает формированию сознательного отношения к жизни, основанного на принципах права, справедливости и морали, повышению общего уровня состояния законности и общественного порядка и усилению роли каждого гражданина в решении важных проблем общественной жизни.

«Нам ещё только предстоит в полной мере осознать ценность права как одной из вершин общественного бытия. Путь к этому лежит через ликвидацию пренебрежительного отношения к закону у главных воспитателей - родителей».

Необходимо отметить, что социально-нормативное воспитание начинается с освоения элементарных норм, среди которых сугубо правовых немного. Например, в раннем возрасте разъясняется, что нельзя без разрешения брать чужие вещи, нельзя обижать маленьких детей, нельзя издеваться над животными. Постепенно количество нормативной информации становится больше.

По мере социализации поведенческие акты субъекта, соответствуя или не соответствуя действующим правовым моделям, начинают воплощать воспринятые им образцы нравственного (или соответственно безнравственного), экологического, эстетического и др. поведения. Иного и быть не может. Ведь правовая норма (вернее - образ нормы в индивидуальном сознании), лучше или хуже усвоенная субъектом, наполняется в каждом отдельном случае личностным содержанием.

Следует констатировать, что если малолетние дети улавливают образцы поведения первоначально только поверхностно (это является основным способом получения ими сигнально-ориентирующей информации о существующих способах общения), то по мере взросления количество словесно-смысловой информации, заинтересованно направляемой на субъект, растет. Постепенно человек достигает возраста, когда поэтапно начинается его правовое воспитание в прямом смысле этого слова.

На первоначальном этапе правового воспитания знания, представления и понятия индивида бывают туманными. Поэтому полученный опыт не помогает, а порой мешает ориентироваться в потоке событий. Многие его отношения складываются непредвиденно и оказываются неблагоприятными. В этот период особенно возрастает роль воспитателей индивида, на которых должна ложиться тяжесть нравственной, а в предусмотренных законом случаях и юридической ответственности, которую они должны разделить вместе с подопечными. Связано это с тем, что никто, кроме воспитателя, не поможет развивающейся личности узнать меру своей ответственности за те или иные неправомерные деяния. Никто, кроме него, не направит подростка на путь самосовершенствования и не оградит его от противоправного влияния окружающей среды.

Совершенно очевидно, что задача сознательного воспитания состоит в том, чтобы воспринимались лишь нормы, одобряемые нашим обществом, поскольку они становятся руслом, по которому устремляется поток желаний и намерений субъекта.

В этом процессе выделяется ряд важных моментов, а именно:

1) качество «направляемых» знаний;

2) качество их передачи;

3) качество их усвоения и трансформации.

С учетом этих положений и должно строиться социально-нормативное воспитание в целях выработки должного правового сознания, недопущения его искажения и ликвидации появившихся пробелов.

В то же время следует учитывать, что социально-нормативное воспитание не может сводиться к массированному внедрению социальных норм в сознание субъекта. Нужно последовательно воспитывать личность, готовую к добровольному соблюдению общественных требований. Важной чертой такого воспитания является не просто усвоение воспитуемым позитивной информации, а наполнение ее мощным зарядом добра, который может перекрыть, преодолеть возможное зло. Это необходимо учитывать всегда, когда осуществляется правовое воспитание населения.

Представляется, что целями правового воспитания являются:

Достижение прочных знаний людей о законодательстве, пра-вах и обязанностях личности;

Повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительное преодоление правового нигилизма и цинизма ;

Создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное по-ведение, формирование установок и привычек законопослушания, создание атмосферы нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

Правовое воспитание - сложная и многоаспектная деятель-ность, проявляющаяся в форме:

Пропаганды права в средствах массовой информации (журналы, газеты, радио, телевидение);

Издания литературы по юридической проблематике (популяр-ные брошюры, комментарии законов, юридической практики и др.);

Создания и распространения компьютерных баз данных «Гарант », «Консультант-плюс» и др., распространения правовой ин-формации через Интернет;

Правового образования граждан - изучения законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах;

Профессиональной подготовки специалистов в области права через юридические вузы, факультеты, специальные курсы повыше-ния квалификации и т.д.;

Наглядной правовой информации (стендов, фотографий правонарушителей, стенгазет и др.);

Гласного осуществления юридической практики - законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ , гласной работы общих судов и других правоохранительных органов;

Создания и распространения произведений литературы и искусства, посвящен-ных правовым проблемам - кинофильмов, театральных постано-вок, романов и повестей российских и зарубежных писателей.

Следует признать, что правовое воспитание должно осуществляться на определенных основных принципах:

Связи с жизнью, юридической практикой;

Научности;

Яркости и образности;

Правдивости;

Ориентации на укрепление законности, повышение авторитета закона;

Выработки знания действующих норм и умения ими пользоваться.

В текущее время, к сожалению, внимание к правовому воспитанию, особенно по месту жительства граждан, в значительной степени ослабло.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1994.

2. Желтова В.П. Философия и буржуазное правосознание. - М., 1977.

3. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993.

4. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М.,1974.

5. Уледов А.К. Структура общественного сознания. - М., 1968.

6. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М.,1963.

7. Лукашова Е.А. Социалистическое правосознание и законность. - М., 1973.

8. Формы общественного сознания. - М., 1960.

9. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - М., 1998.

10. Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс. - Ростов-на-Дону, 1969.

11. Баранов П.П. Правовое воспитание граждан СССР в духе советского патриотизма и интернационализма. - Саратов., 1983.

Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс – это средство, а сознание, как результат – цель.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Кваша А.А. определяет правовое воспитание через ᴇᴦο составные элементы˸ ʼʼправовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике ᴇᴦο реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанностиʼʼ. ʼʼОтсюдаʼʼ - продолжает автор, ʼʼнеобходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать законʼʼ.

ʼʼПравовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культурыʼʼ .

Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.

Таким образом, правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.

Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия ʼʼправовое воспитаниеʼʼ как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности . В современную действительность входят такие понятия как ʼʼправовоспитательная деятельностьʼʼ государства, ʼʼинститут правового воспитанияʼʼ, что говорит о том, что правовое воспитание воспринимается как вид государственной деятельности.

Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства" 2015, 2017-2018.

Воспитательная функция права через приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, к пониманию сущности правовых учений, доктрин, выработке устойчивой ориентации на законопослушное поведение повышает их правовую культуру. Еще одно смежное понятие, а возможно, и форма взаимодействия этой функции права с правовой культурой - правовое воспитание (правовое просвещение, правовое обучение). Правовое обучение, прежде всего, происходит путем организации воспитательного процесса в форме правового обучения, пропаганды права средствами массовой коммуникации, художественной литературой. Система мероприятий правового обучения включает работу специальных правовых курсов, школ, семинаров. Задача правового обучения - ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности, а следовательно, и уровень правовой культуры выше, чем в России.

Существуют также многообразные приемы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

Правовое просвещение - процесс распространения правовых знаний, который служит росту общей правовой культуры. Главная его цель - "воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России", изучение населением основ юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Напомним, что задачами воспитательной функции права являются формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом, к чему стремится и правовая культура. Можно сделать вывод, что воспитательная функция права способствует формированию правовой культуры, во главе которой стоит право.

Большую роль для рассматриваемых понятий играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, происшедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился.

Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества и реализации воспитательной функции права играют такие средства информации, как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикаций и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодежной среде, общество оказалось лишенным объективной картины, отражающей не только преступление и его генезис, но и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности.

Право, посредством воспитательной функции формируя правовую культуру, предполагает умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов также являются составными частями правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого жаргонного языка, создавая при этом ореол сквернословия. "Этого рода "практика" ведет к нравственному и правовому разрушению личности, к ее культурной деградации".

Все вышеперечисленные элементы, необходимые для полезного существования воспитания, можно объединить одним термином - правовые коммуникации. Общение - основной способ формирования правовой психологии; через него происходит становление сознания, накапливается социальный опыт, общение оказывает значительное влияние на правовую идеологию и правовую психологию личности и общества в целом. Важно и то, что правовая идеология выступает как теоретически обоснованное выражение в юридических категориях законности, справедливости, прав и обязанностей, свободы, равноправия социальных субъектов в различных проявлениях правовой жизни. На уровне правовой идеологии вырабатываются нравственные установки: уважение прав и соблюдение обязанностей всеми гражданами государства. Смежной категорией правовой идеологии является правовая психология (эмоции, чувства, переживания, настроения применительно к правовой среде). Необходимо заметить, что на формирование правовой психологии действуют не только общесоциальные, но и конкретные личностные условия. Таким образом, здоровая правовая психология и правовая идеология также выступают целями воспитательной функции права и правовой культуры в реальной жизни, так как они обеспечивают осознание необходимости соответствующего правомерного поведения.

Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание -- это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Правовое воспитание -- это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели, оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей».

Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовое обучение, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

Другим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы -- приёмы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка». К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель -- «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России» , овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства». Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

Система мероприятий правового обучения включает в себя работу специальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют государственные и общественные органы, как на коммерческой, так и на бюджетной основе. Задача правового обучения -- ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищённости, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт других стран можно применить в России. Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества.

Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии к новому законодательству специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.

Особую сложность представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих случаях внедрение в сознание человека новых убеждений и взглядов должно сочетаться с его отказом от уже сложившихся позиций и установок, в совокупности образующих так называемую - негативную правовую культуру. Не исключено, что указанные лица могут попытаться использовать знание законов во вред обществу, тем самым государственную волю, воплощенную в них. Поэтому акцент при воспитании, а по существу - перевоспитании следует делать на осознании ими моральных принципов общества, на понимании роли и значения санкций правовых норм как морально оправдательного средства борьбы с правонарушениями. Здесь особенно наглядно видно, что правовое воспитание неотделимо от комплекса других воспитательных мер. Это и понятно, поскольку, как известно, человек не воспитывается по частям (сначала в области морали, затем - права и т.д.), он формируется благодаря совместному воздействию самых различных факторов.

Серьёзным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодёжную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали. На новом этапе развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с молодёжью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижение социальной защищённости требуют активизации работы по разъяснению прав личности, «возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами».

Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества играют такие средства информации как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикации и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. «Это приводит к определённому смещению ракурса, рассматриваемого журналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника, утрирование изощрённости или жестокости совершённого преступления». О какой правовой культуре общества может идти речь, когда газеты и журналы изобилуют сценами криминальной жизни, на экранах телевизоров грабёж и убийства на фоне сладкой, беспечной жизни богатых людей. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодёжной среде, «общество оказалось лишённым объективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, но также и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности».

Правовая культура предполагает умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов являются составной частью правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка», как «шестёрка», «главарь», «разборка», «облава», создавая при этом ореол сквернословия. «Этого рода «практика» ведёт к нравственному и правовому разрушению личности, культурной деградации личности».

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно - провести, причем, весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение -- на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой, новой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А.Д. Сахаров, А.Ф. Кони), который раскроет людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.

По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

Правовое воспитание и правовое обучение являются одним из важнейших факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без массового участия граждан в этом процессе, их активной позиции в отстаивании своих прав, в борьбе против произвола и беззакония должностных лиц.

Однако в настоящее время в нашей стране отсутствует налаженная система правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности. Негативные тенденции общественного развития, нестабильность ситуации в обществе вызывают значительный рост социальных девиаций, деформаций правосознания, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. В этих условиях образование, просвещение, распространение правовых знаний, воспитание уважения к правопорядку и законности у всего населения страны приобретают огромное значение.

С учетом значимости правового образования как важнейшего фактора социализации личности, как условия построения правового государства в последние годы усилилось внимание к изучению вопросов права среди детей и подростков в системе обществоведческого образования. В настоящее время правовое образование существует в школьных учебных курсах в двух формах - интегративной и профильной (модульной). Это нашло отражение как в создании учебников по праву для факультативных курсов, так и в более широком включении правоведения в курсы обществознания. Правовые курсы также включаются в региональные и школьные учебные планы.

Также необходимо расширить и усовершенствовать систему учебных заведений, ведущих подготовку профессиональных юристов. Речь идет и о среднеспециальных, и о высших учебных заведениях и факультетах. Наряду с этим важно осуществлять правовое образование в учебных заведениях неюридического профиля. Особое место должно занять правовое образование и просвещение государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека. Такая систематическая юридико-воспитательная работа тем более необходима, что в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании все еще широко распространены стереотипы нигилистического отношения к праву и государству.

Из важнейших качеств, которыми должен обладать современный юрист, и которые необходимо прививать будущим юристам в процессе профессионального образования, можно выделить следующие:

  • · гражданскую зрелость и высокую общественную активность;
  • · профессиональную этику, правовую и психологическую культуру;
  • · глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства человека и гражданина;
  • · твердые моральные убеждения, ответственность за судьбы людей и порученное дело;
  • · нетерпимость к любому нарушению закона.

Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России, где более сильны саморегуляторы гражданского общества, прежде всего - стабильное законодательство, действуют традиции уважения к закону и ответственности перед ним; правовой культурой проникнуты все структуры государственного и социального механизма. Мы в России пока похвалиться таким положением, к сожалению, не можем. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, то есть в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

В продолжение темы:
По именам

День учителя считается профессиональным праздником работников в сфере образования. В этот замечательный день ученики поздравляют своих учителей, дарят им цветы и конфеты,...

Новые статьи
/
Популярные