Музыкально эстетическое воспитание дошкольников педагогические условия. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности. Доклад на тему

Музыка - сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного. Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель - воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

Задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность - одна из центральных составляющих эстетического воспитания - играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста - с другой.

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой - это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Это очень важно в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка - могучее средство самовоспитания… В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В.А. Сухомлинский.

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.

Музыкальное искусство сильно воздействует на человека с момента его рождения и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание. Поэтому, воспитывая всесторонне развитых людей - физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. Период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», - говорит известный педагог Д.Б. Кабалевский.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по слушанию музыки, которые строятся на основе ознакомления детей с разнообразными произведениями, укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру. Познавательные задачи решаются в тесной связи с развитием музыкальных способностей, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства. Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней.

Важнейшим средством музыкально-эстетического воспитания, играющим существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития детей старшего дошкольного возраста являются и пение. Содержание программы определяется задачами музыкально-эстетического воспитания, реализующимися при ознакомлении с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса.

Занятия ритмикой также являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности детей старшего дошкольного возраста: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Игра на детских музыкальных инструментах тоже интересная и полезная деятельность, потому что в процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.

Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.; развития пластической и мимической выразительности.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в эстетическом воспитании старших дошкольников огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания ребёнка-дошкольника.

Ольга Кучкина
Музыкально-эстетическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада

Русский и советский философ, педагог и психолог П. П. Болонский считал, что задача эстетического воспитания заключается не столько в воспитании созерцателя , судьи эстетических ценностей, сколько творца.

Одним из важнейших средств воспитания ребенка является музыка . Гармоничность музыкального развития важна для детей всех возрастов. Но особенно нуждаются в ней дети дошкольного возраста . Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости . Впечатления, полученные ими от восприятия музыки , надолго сохраняются в памяти ребенка. Именно поэтому педагогикой уделяется большое внимание музыкальному воспитанию детей с самого раннего возраста.

Работа по эстетическому воспитанию дошкольников посредством музыки тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса , формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.

Существенным условием успешного приобщения дошкольников к эстетическим ценностям является руководство этим процессом со стороны педагога. Основная форма образовательной работы с детьми – музыкальные занятия , включающие слушание музыки , обучение пению, ритмике, элементам музыкальной грамоты , игре на детских инструментах .

При планировании музыкальных занятий педагогу необходимо учитывать нагрузку детей (умственную, физическую и эмоциональную, последовательное в распределении видов деятельности, репертуара, преемственность в развитии музыкальных способностей , освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара , нормативность и соответствие возрастным возможностям детей.

Музыкально-эстетическое воспитание решает ряд важнейших задач :

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку .

2. Обогащение музыкальных впечатлений .

3. Приобщение к различным видам музыкальной деятельности : слушание (восприятие ) музыки , исполнительство (пение, танец, игра-инсценировка, игра на детских на детских музыкальных инструментах , музыкально -образовательные знания, музыкальное творчество .

4. Развитие общей музыкальности , индивидуальных способностей, певческого голоса и выразительности движений.

5. Развитие музыкального вкуса .

6. Развитие творческого отношения к музыке и музыкальной деятельности .

Музыка волнует ребенок , показывает жизненные явления, создает ассоциации. Марш с его ритмичным звучанием вызывает чувство радости, а пьеса о заболевшей кукле – печаль.

Умение слушать, сравнивать и оценивать музыкальные сочинения требует от ребенка слухового опыта. Например, ребята сравнивают элементарные свойства музыкальных звуков (высокие и низкие, тембровые характеристики звучания фагота и клавесина, отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный – припева) . Со временем у детей формируется копилка любимых произведений, т. е. закладываются основы музыкального вкуса . Кроме того, одни из них предпочитают петь или танцевать, другие играть на музыкальных инструментах или слушать музыку , что говорит о разнообразии вкусов ребенка.

Слушая музыку , маленький слушатель по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце, тем самым проявляя творческое отношение к музыке . Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для гогочущих гусей, тяжело ступающего медведя, вкрадчиво ступающей лисицы и т. д.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке , совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Применяя музыкальные игры с использованием фрагментов музыкальной классики , мы формируем у детей широкий эстетический вкус.

Как подсказывает личный опыт работы, слушать музыку лучше , когда ребенок находится в хорошем настроении и расположен к общению. Это совместное переживание эмоций, связанных с восприятием музыки . Слушать нужно музыкальный фрагмент , пока у ребенка сохраняется внимание. Давать паузы, разговаривать с ним, делиться впечатлениями. Время слушания регулировать, исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Начинать нужно с нескольких музыкальных фраз , постепенно увеличивая время слушания. В играх можно использовать такую музыку как : И. Штраус, А. Дворжик, А. К. Лядов, С. В. Рахманинов, П. И. Чайковский «Времена года» , «Подснежник» .

Таким образом, приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Кучкина Ольга Михайловна.

Музыкальный руководитель МДБОУ д/с №3

Курская обл. г. Обоянь.

Публикации по теме:

Музыкально-эстетическое развитие дошкольников 1 слайд «Музыкально-эстетическое развитие дошкольников» 2 слайд Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие.

Хасанова Г. А, воспитатель старшей группы (МБДОУ №8 «Березка», г. Альметьевск) Статья на тему «Воспитание физических качеств дошкольников.

Воспитание физических качеств дошкольников во взаимодействии детского сада и семьи Физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных.

Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Использование нетрадиционных техник рисований в НОД. Ведущая роль в становлении личности ребенка дошкольника, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этим.

Консультация для воспитателей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада» Как писал Ушинский К. Д. : «Есть.

Оздоровление детей в условиях взаимодействия детского сада с семьей На протяжении последних лет всех нас поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения.

Жанна Петрова
Эстетическое воспитание детей на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации

Важнейшей задачей музыкально- эстетического воспитания является формирование способностей воспринимать и эстетически оценивать все явления жизни, действительности и музыкального искусства в свете эстетического идеала .

Характер эстетических идеалов ребенка является главным показателем уровня его оценочных музыкально- эстетических представлений , то есть развитости его способностей эстетического и музыкального вкуса .

Первоначально в своей непосредственной целостности музыкально- эстетическая культура личности предстает как часть общей духовной культуры. В ней выражается способность воспринимать и творить мир музыки не только в соответствии с нормами эстетического отношения , соприкасающимися с красотой, совершенством, гармонией.

Уровень музыкальной культуры личности характеризуется таким комплексом ее проявлений, как способности, установки, знания, умения, навыки, оценки. Все эти формы и слагаемые музыкально- эстетической культуры личности возникают на основе музыкальной деятельности и развитого музыкального сознания .

Большое значение для формирования музыкально- эстетической культуры детей имеет как непосредственная образовательная деятельность , так и участие детей на специально организованных занятиях по музыкальному воспитанию .

Музыка , сочетанием своих выразительных средств, создает художественный образ , который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом, с сюжетом изобразительного материала , с действием под музыку - делает музыкальный образ более конкретным , понятным для каждого ребенка.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства. Делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.

Специфика воздействия музыки на нравственность детей , связана с развитием эмоционально – нравственной отзывчивости на то или иное произведение. Это важное качество личности, необходимое для успешной социализации в обществе. Духовная отзывчивость, формируемая у детей , позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также «сорадованием» , радостью за другого.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности ребенка играет художественная деятельность. Она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще. Здесь акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки , на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей посредством участия в музицировании, пении, движении под музыку .

Эстетическое воспитание детей направлено на решение следующих задач :

Формировать у детей способности воспринимать , чувствовать, понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;

Развивать понимание красоты природы, способности беречь эту красоту;

Привить умения и навыки в области доступных детям видов искусств – музыки , пения, рисования музыки , художественного слова под музыку и т . д. ;

Развивать творческие способности детей , умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях , дома, в быту;

Развивать у детей понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт, окружающий мир.

Для организации эстетического воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания . Музыка не только способна развивать ребенка, но и воспитывать : дисциплинировать, стремиться к совершенству в музыкальном исполнении , которое приносит эмоциональное удовольствие.

Постигнув радость от общения на музыкальных занятиях , дети станут охотно заниматься музыкой . Музыкально – эстетическое воспитание заключается не только в пении и игре на инструменте, но и в слушании музыки .

Таким образом , музыка способна развивать не только разум, но и облагораживать чувства юного гражданина России.

Эстетическое отношение к музыке – это отражение ее в сознании ребенка, установление взаимодействий между ними, это комплекс индивидуальных, избирательных связей личности ребенка с произведениями

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего - ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Музыка сопровождает человека всю жизнь. Она способна объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ним.

Воспринимается как чудо , что музыкальное произведение , созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души , становятся источником и средством воспитания .

Еще одна особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке , сделать ее активным помощником эстетического воспитания .

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей . Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать , чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Чтобы музыкальное искусство выполнило эти важные функции, надо развивать у ребенка общую музыкальность .

Существуют следующие характеристики этапов развития у детей эстетического отношения к музыке .

1. Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения , сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ . Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Встречаясь с музыкой в различных жизненных ситуациях, ребенок эмоционально откликается на нее, и на фоне этих переживаний у него зарождается любовь к музыке , интерес, потребность в ней.

2. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления . Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры , произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности. Дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков , различают структуру музыкального произведения , отмечают выразительность образов . Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса .

3. Появления творческого отношения к музыке . Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ , передавая его в пении, игре, танце, музицировании на инструментах.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке , совершенствуя слух, рождается творческое воображение . Переживание детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность . Музыка , непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик.

Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания , мы побуждаем их к сопереживанию. Разнообразные чувства , возникающие при восприятии музыки , обогащают переживания детей , их духовный мир.

Чередование различных заданий, видов деятельности требует от детей внимания , сообразительности , быстроты реакции, организованности , проявления волевых усилий : уметь действовать, подчиняться музыке , удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать. Кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю .

Таким образом , музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Лариса Бухалова
Художественно–эстетическое развитие дошкольников в ДОУ. Направление «Музыка»

Доклад на тему :

Художественно – эстетическое развитие дошкольников в ДОУ , направление «Музыка » .

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. (Созданный на основе следующих документов : Конвенция ООН о правах ребёнка,законодательство РФ и Конституция РФ.)

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие ;

3. Речевое развитие

5. Физическое развитие

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно- эстетическое воспитание , как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности . Здесь ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, вокальные и музыкальные импровизации , одним словом реализовать себя как творческая личность.

ОО «Художественно- эстетическое развитие » включает в себя следующие направления :

Приобщение к искусству,

Изобразительная деятельность,

Конструктивно-модельная деятельность,

-музыкальная деятельность .

Я хочу рассказать об одном из направлений ОО «Художественно- эстетическое развитие » -музыкальная деятельность .

Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека.

Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта , а прежде всего воспитание человека» ,так как играет важную роль в формировании личности ребёнка.

Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства . «Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведёт к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения , являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.»(О. П. Радынова.) А через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности , через восприятие музыки и происходит формирование гармоничной личности ребёнка и развитие творческих способностей.

В нашем ДОУ работа по вопросам музыкального образования построена так, что в процессе взаимодействия родителей,педагогов с детьми происходит систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников , формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Для того, чтобы развить у ребёнка эти музыкальные способности , важно заметить его склонности к определённым видам музыкальной деятельности , в которых способности реализуются наиболее полно. Поэтому на каждом возрастном отрезке в процессе музыкального развития я применяю индивидуально-дифференцированный подход, с помощью которого отмечаю те или иные изменения в развитии ребенка .

В процессе коллективных занятий предусматриваю индивидуальные задания разной степени сложности, чтобы сделать их привлекательными для детей и не ущемить интересов. Индивидуально - дифференцированный подход необходим на всех возрастных этапах развития дошкольника , но чем младше ребенок, тем больше он нуждается в таком подходе. В определении предпочтений мне помогает наблюдение за детьми на занятиях и в самостоятельной деятельности.

В работе с детьми разных

возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе.

Во время «традиционного» или типового музыкального занятия дети обучаются сразу нескольким видам музыкальной деятельности : слушание, пение, музыкально -ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах , развитие творчества : песенного, музыкально-игрового , танцевального. Причем,последовательность разделов занятия, часто варьируется в зависимости от сложности усвояемых знаний. Задания попроще я ставлю в конце занятий. Помочь перейти от одного вида деятельности к другому мне помогают разнообразные игровые методы и приёмы.

В разделе «Пение» на музыкальных занятиях использую попевки - упражнения из «Букваря» Ветлугиной, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования, также применяю упражнения на дыхание перед пением (дышим носиком, «подуй на свечу» , «гудит самолёт» , «Пчёлка» и др).

Репертуар по разделу «Слушание» музыки строится в программе на произведениях композиторов разных эпох. Для более полного восприятия произведения детьми, я использую различные наглядные пособия - литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Для воспроизведения известных произведений использую музыкальную аудио- , фонотеку.

«Музыкально - ритмические движения» помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение , музыкальный образ . На занятиях слежу за выразительным исполнением движений детьми. Использую народную музыку и музыку , написанную для детей и рекомендованную программой ДОУ.

В вопросе музыкального воспитания детей особая роль отводится музыкальным инструментам и детским игрушкам, которые вызывают у ребят большой интерес. Я использую их, вовлекая тем самым малышей в сферу музыки , помогая развитию их творческих способностей. Музыкальные игрушки применяю в сюжетных и дидактических играх в младших группах детского сада.

Со средней группы в ДОУ дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них. В нашем детском саду есть небольшой ассортимент детских музыкальных инструментов , из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр.

Программа ДОУ выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, авторы предлагают оркестровать, а чтобы лучше прочувствовать музыку , предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки .

В отличие от музыкальных занятий , использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя .

Если утром в группах звучит солнечная мажорная классическая музыка или добрые песни с хорошим текстом, то расставание с родителями в приёмной групповой комнаты проходит намного легче и безболезненней.

Использование ритмичной музыки на утренней гимнастике даёт заряд бодрости и оптимизма на весь день.

Во время прогулок и в обыгрывании дней рождения детей я рекомендую использовать хороводы и хороводные игры, разученные на музыкальных занятиях .

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения , для приятного погружения в дневной сон можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки , наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Но репертуар музыки для подготовки к дневному сну необходимо менять, чтобы не привить ненужных рефлексов. Педагоги нашего ДОУ чередуют музыку с чтением литературных произведений, чтобы создать атмосферу приближенную к дому.

Пробуждению детей после дневного сна поможет : тихая, нежная, легкая, радостная музыка .

Музыка в повседневной жизни должна быть фоновой, степень звучания «не громко» .

Музыка может быть использована педагогом и на других занятиях для связи с другими видами художественной деятельности и более полного представления данного образа.

В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно, а в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Оснащение группы должно происходить совместно с родителями, где они могут помочь в оснащении группы всем необходимым, предложат помощь в подборе музыкального материала и записи его на носители. (флешка, СD, кассета) .

Неизменно весь накопленный музыкальный опыт ребенок переносит в самостоятельную музыкальную деятельность по своим интересам и желаниям.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей наиболее ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает пение, ритмические движения и игру на музыкальных инструментах .

Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе.

К основным источникам самостоятельной музыкальной деятельности детей могут быть отнесены :

- музыкальные занятия ;

Праздники и вечера развлечений ;

Театральные постановки и концерты;

Окружение (семья) .

Обязательным условием самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание определенной материальной среды - «музыкальных уголков » , «зон» , и др.

В центрах «Музыки и театра » нашего ДОУ игрушки и пособия подобраны по возрастам для каждой группы,периодически обновляются и пополняются, есть сказочные костюмы, разнообразный кукольный театр.

Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку.

Для детей очень важна помощь - руководство взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента , или нет желающих его послушать (т. е. нет соответствующей ситуации для выполнения замысла) .

Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит :

–от наличия предметно-пространственной развивающей среды

От имеющихся у детей умений и навыков;

– продуманного и тактичного руководства со стороны педагогов и воспитателей.

Музыкальное воспитание осуществляется не только на уровне дошкольного учреждения , но и при взаимодействии с социальными институтами детства. Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в сельских мероприятиях : День села, Масленица, эмоциональны при просмотре выездных кукольных театров. Подобные мероприятия находят яркий эмоциональный отклик у детей и взрослых.

Положительный результат в формировании эмоциональной сферы ребенка через музыкальное воспитание , его образного мышления трудно получить без непосредственного участия родителей, поэтому на всем протяжении дошкольного периода важно тесное сотрудничество и взаимодействие.

Для этого размещаю полезную информацию в родительские уголки,периодически обновляю папки – передвижки, провожу анкетирование, консультации, индивидуальные беседы поручения и др.

Особой формой является привлечение родителей к организации досуговых мероприятий,в которых они с удовольствием принимают участие и не только в разучивании стихов и пошиве костюмов, но и активными непосредственными участниками.

Интересной, но требующей большой подготовки являются открытые музыкальные занятия для родителей. Это дает взрослым возможность увидеть своих детей в процессе обучения всем видам музыкальной деятельности . Родители убеждаются в том, насколько серьезно проводится работа по развитию музыкальных знаний детей , формированию их художественного вкуса , творческих способностей.

Новые формы предлагаемые в Ж-л-«Музыкальный руководитель » № 8-2014г :

Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами .

Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня в концертные залы, музыкальные театры , музеи музыкальных инструментов и пр .

Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.

-Музыкальный руководитель записывает свой обучающий материал на электронный носитель (диск, флешку, кассету) и передаёт в семью.

Предварительно необходимо проконсультировать родителей, что с этим музыкальным репертуаром делать .

Изучение музыкального опыта семей .

Важно привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально- художественной деятельности с детьми, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники,развлечения , концерты, чтобы у детей постоянно был интерес.

Чтобы вызвать интерес – нужны условия. Нельзя ожидать того, что ребенок начнет рисовать, если он не будет иметь в свободном доступе карандаши и бумагу, и также нельзя ожидать от ребенка интереса к музыке , если он не будет слышать ее, не будет трогать музыкальные инструменты и пытаться музицировать на них. Родители на своем примере могут показать ребенку любовь к музыке , вызвать интерес к ней.

Вот несколько советов родителям :

Если вы не владеете никаким музыкальным инструментом , вы можете начать осваивать его прямо сейчас, на глазах своего ребенка;

Подбирайте качественную музыку для прослушивания (не обязательно классическую) – совершенствуйте свой музыкальный вкус ;

Читайте книги о жизни и творчестве известных музыкантов , изучайте музыкальные термины , историю музыки и создания музыкальных инструментов ;

Музицируйте вместе с ребенком на инструментах, которые имеются у вас дома. Устраивайте семейные оркестры;

И, конечно, используйте любую возможность слушать живое звучание музыки .

Современный мир слишком практичен и постоянно куда-то спешит. И в нем остается совсем немного места для творчества, но именно оно способно делать нас лучше.

Закончу словами древнегреческого философа Платона, которые за более чем два тысячелетия не утратили своего значения : " Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно.»

Авторы: Побежимова Людмила Васильевна, Пашкова Валентина Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Детский сад №51"
Населённый пункт: город Бийск,Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкально – эстетическое воспитание детей в современном дошкольном образовательном учреждении."
Дата публикации: 23.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Побежимова Людмила Васильевна,

музыкальный руководитель,

Пашкова Валентина Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 51», г. Бийск, Алтайский край

Музыкально – эстетическое воспитание детей в современном дошкольном

образовательном учреждении.

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека.

В.А. Сухомлинский.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на

человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних

этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для

последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает

влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического

воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает

чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных

способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное

воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных

музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет

сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для

которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь

опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее

интонациям, сопереживать настроения.

Музыкальное развитие оказывает ничем не

заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера,

совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

Известный фольклорист Г.М.Науменко писал:

«Только развивая эмоции, интересы,

вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной

культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано

музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего

развития человека, его общего духовного становления».

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека,

существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их

оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта,

музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей

эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок

познает эталоны красоты, усваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка

развивает ребенка и умственно. Кроме разнообразных сведений о музыке, имеющих

познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-

выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.

Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает

умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же

влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания

детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных

способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или

развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения.

Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития

музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности,

предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются

результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие

динамическое. Она существует только в движении, только в развитии». Способности

зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения.

Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности

ребенка. «Не в том дело – пишет ученый – что способности проявляются в

деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Это утверждение стало

общепринятым в педагогике и психологии.

Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.

Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера

всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются

чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений

окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства

музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр,

динамика и т.д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или

торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении)

определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в

отдельных частях и т.д

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что

музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков,

которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства

ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную

протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся, и их чередование

может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее

эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование

мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового

опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах,

музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных

жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп,

фраза, часть и т.д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других

видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе

восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту. Каждый вид

музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития

исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах

исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают

знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание,

дикция и т.д.). В музыкально- ритмической деятельности дошкольники осваивают

различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний:

о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его

зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа,

динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов,

усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных

инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах,

приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно

заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде

музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором

его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды

музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать

положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на

развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном

детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно

им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его

способностей, склонностей, интересов. В противном случае, процесс обучения

сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально -

дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.

Детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Цель

музыкально-нравственного воспитания обосновывается общественными требованиями

развития современного общества и направлена на максимальное удовлетворение

музыкально-нравственных интересов ребёнка. "Принципиальная перестройка жизни

нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических

факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью

обуславливает возрастание роли музыкального образования детей как важного элемента

саморазвития их личной художественной культуры". В детском саду закладывается

основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов,

потребностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

2. Алиев Ю Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной

школе. М.: Педагогика, 1998;

3. Философский словарь М.: Наука, 1983;

5. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного

возраста / А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия»,

6. Как определить и развить способности ребенка? / Сост. В.М.Воскобойников. – СПб.:

Риспекс, 1996;

7. Радынова О.П. Методика музыкального воспитания в детском саду. -М., 1994;

8. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986;

9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

10. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М,

В продолжение темы:
По именам

День учителя считается профессиональным праздником работников в сфере образования. В этот замечательный день ученики поздравляют своих учителей, дарят им цветы и конфеты,...

Новые статьи
/
Популярные