Работа с детьми по нетрадиционным техникам рисования. Портал образования. Как составить конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике

Проблемами методики обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками занимались Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.П.Саккулина, Е.А.Флёрина, которые предлагают в процесс рисования включать игровые упражнения, музыку, обыгрывание и другие средства воздействия.

Для методики обучения изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте характерным является использование игровых приёмов: внесение образных игрушек, создание игровых ситуаций с включением развлечений и т.д.

Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата.

Занятие можно провести, используя метод сотворчества. Воспитатель изображает силуэт, дети завершают работу. Основное изобразительное средство, которое дети передают – ритм мазков. Задания по двигательному ритму можно проводить в течение всего года, подбирая для этого различное образное содержание. Метод сотворчества используется воспитателем и в таких заданиях, как «Тучка солнышко закрыла, землю дождиком поила», «Звери по лесу ходили» и т.д. Сотворчество помогает детям действовать коллективно. Задания по цвету, в которых главное внимание воспитатель обращает на контраст цветовых пятен, проводятся после того, как дети уже овладеют ритмом штрихов, мазков. Воспитатель подводит детей к передаче формы, похожую на округлую, удлиненную, с помощью заданий по линейному контуру. Он предлагает детям нарисовать линии разной протяженности, ассоциируя их с травкой-муравкой, цветами на поляне, веточками, цветными ленточками. Дети дорисовывают к флажку палочку, к шарику ниточку. На занятиях надо использовать образные выражения: красно солнышко, дождик-дождик, травушка-муравушка, солнышко-ведрышко и т.д. Художественное слово способно активизировать детей, вызвать у них желание ритмично действовать рукой во время рисования. Можно повторять с воспитателем слова потешки.

Существует и другая взаимосвязь: музыки и рисования. Для показа приемов изображения, а также для развития у них самостоятельных действий используются различные наглядные пособия. Это могут быть картины-панорамы, фланелеграф, плоскостные изображения предметов, фигур, настольно-печатные игры. Чаще всего воспитатель показывает приёмы рисования на мольберте

Рисование пальчиками;

Оттиск печатками из картофеля;

Рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

Тычок жесткой полусухой кистью.

Печать поролоном;

Печать пробками;

Восковые мелки + акварель

Свеча + акварель;

Отпечатки листьев;

Рисунки из ладошки;

Рисование ватными палочками;

Волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

Рисование песком;

Рисование мыльными пузырями;

Рисование мятой бумагой;

Кляксография с трубочкой;

Монотипия пейзажная;

Печать по трафарету;

Монотипия предметная;

Кляксография обычная;

Пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Мы придерживаемся современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

Информационно-рецептивный;

Репродуктивный;

Исследовательский;

Эвристический;

Метод проблемного изложения материала.

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:

Рассматривание;

Наблюдение;

Экскурсия;

Образец воспитателя;

Показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:

Прием повтора;

Работа на черновиках;

Выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

3.Представьте образовательные ситуации, направленные на ознакомление детей дошкольного возраста с одним из свойств материала

Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы).

Методика предполагает использование ситуаций, способствующих обогащению нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста за счет ознакомления с нравственными качествами: щедрость, отзывчивость, честность, вежливость, аккуратность. Все эти качества актуальны для современного детского сообщества: способность оказать бескорыстную помощь, проявить заботу, щедрость, вежливость, быть честным и аккуратным привлекают детей, способствуют налаживанию положительных взаимоотношений, тогда как противоположные качества детьми порицаются. Также наша методика предполагает воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам и правилам поведения и общения, а также создание ситуаций, в которых детям предоставляется возможность на практике использовать освоенные представления, тем самым осваивая и закрепляя различные способы поведения в той или иной ситуации нравственного содержания.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструированию из бумаги во второй младшей группе, тема «Бумажная фея»

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).

Познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека.

Ввести в активный словарь детей слова: бумага, бумажный, прочная.

Заинтересовать детей работой с бумагой.

Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.

Воспитывать любознательность, бережливость.

Оборудование:

Кукла «Бумажная Фея» выполненная из разнообразных видов бумаги.

Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон, конфетные фантики).

10 толстых альбомов для рисования.

Емкость с водой.

Полотенце.

Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, разукрашка, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.)

Оборудование для конструирования из бумаги.

Ход занятия:

Ребята, взгляните, кто у нас сегодня в гостях. (Показ куклы). Это Фея Бумага из Бумажной страны. В этой стране все сделано из бумаги: и дома, и одежда, и транспорт и все-все-все. Посмотрите внимательно на саму Фею. Даже она сама сделана … из чего? Из бумаги. А из какой именно бумаги, можете назвать? Из цветной бумаги, из салфеток, из картона, из газетной бумаги.

В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них?

Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»

Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.

Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.

Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»

Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».

А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.

Опыт «Сминание бумаги»

Попробуйте смять бумагу. Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы сидите. Получилось? Потому что дерево, из которого сделан стол – прочное, а бумага – непрочная.

Опыт «Разрывание бумаги»

Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать полотенце? Попробуйте. Получилось? Почему? Потому что ткань прочнее бумаги.

Опыт с водой и бумагой

Положите листочки бумаги в воду. Смотрите, салфетки сразу размокли. Попробуем взять их руками. Что произошло?

Они порвались? Остальная бумага толще салфеток, поэтому размокает дольше. Мы еще раз посмотрим на нее в конце занятия.

А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.

Вы обратили внимание, что одну бумагу смять легко, а другую – трудно? Одну бумагу разорвать легко, а другую – сложно? Покажите обрывки бумаги, которую вы легко разорвали? А какая бумага разрывалась трудно? Как вы думаете, с чем это связано? Тонкую бумагу легче смять и разорвать. А толстую бумагу труднее смять и разорвать.

Динамическая пауза «Бумажные фантики»

Мы фантики бумажные,

Конфетки в нас сидели.

А детки-сладкоежки

Конфеты дружно съели.

(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет)

Ветер вдруг набежал

И все фантики поднял.

(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Садятся на корточки)

Мы все фантики возьмем

(Складывают фантики в коробку)

И в коробку отнесем.

Беседа о бумаге

Бумажная Фея просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.

Конструирование из бумаги «Цветные шарики-комочки»

Дети сминают разноцветные салфетки в комочки округлой формы.

Дыхательная гимнастика

Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.

На комочек дуй легонько,

Будет двигаться тихонько.

На комочек дуй сильнее,

Побежит он веселее.

Конструирование из бумаги «Венок»

Дети скручивают из салфетки зеленого цвета длинный жгутик, затем наклеивают на него скатанные из салфеток разного цвета шарики (цветочки). Воспитатель помогает детям свернуть жгутик в колечко и закрепить (склеить).

Наша встреча с Бумажной Феей подходит к концу. Взгляните на нашу бумагу в воде. Что с ней произошло? Можно ее еще использовать. На прощанье поиграем.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга

Бумажный стул

Бумажный кораблик

Бумажное полотенце

Бумажная обувь

Бумажное пальто

Бумажная газета

Ну, что ж, пора прощаться с Феей Бумагой. Что мы скажем на прощанье? А еще пообещаем Фее беречь бумагу и бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе

Введение

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.Также, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой, Я.Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие»

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Дошкольный возраст является сензитивным для процесса воображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной.

Мне кажется, что в детском саду недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения. Дети зачастую не имеют представления, что существуют такие нетрадиционные техники рисования как кляксография, монотипия и др. Нетрадиционные техники рисования практически не востребованы в образовательном процессе. Я считаю, что использование нетрадиционных техник рисования в образовательном процессе и самостоятельной деятельности ребенка способствует его всестороннему развитию.

Значение нетрадиционных приемов рисования в развитии творчества.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация) . Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции ) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

Характеристика нетрадиционных приемов рисования.

Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования хорошо знакомых им приоритетов в качестве художественных материалов. Рисовать можно чем угодно и как угодно. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Учёными изучено и освоено более 30 различных техник рисования.

Рассмотрим основные виды нетрадиционной техники рисования

  1. Тычок жесткой полусухой кистью . Используется в любой возрастной группе. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
  2. Рисование пальчиками . Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
  3. Рисование ладошкой . Возраст: от двух лет. Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
  4. Оттиск пробкой .Возраст: от трех лет. Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
  5. Оттиск печатками из картофеля . Возраст: от трех лет. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
  6. Оттиск поролоном . Возраст: от четырех лет. Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
  7. Оттиск печатками из ластика . Возраст: от четырех лет. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
  8. Оттиск смятой бумагой . Возраст: от четырех лет. Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
  9. Восковые мелки + акварель . Возраст: от четырех лет. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
  10. Свеча + акварель Возраст: от четырех лет. Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
  11. Печать по трафарету . Возраст: от пяти лет. Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
  12. Монотипия предметная . Возраст: от пяти лет. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
  13. Кляксография обычная. Возраст: от пяти лет. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
  14. Кляксография с трубочкой . Возраст: от пяти лет. Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
  15. Кляксография с ниточкой . Возраст: от пяти лет. Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
  16. Набрызг . Возраст: от пяти лет. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
  17. Отпечатки листьев. Возраст: от пяти лет. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
  18. Акварельные мелки . Возраст: от пяти лет. Ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
  19. Тычкование . Возраст: от пяти лет. Ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
  20. Монотипия пейзажная . Возраст: от шести лет. Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. Пейзаж получается размытым. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

Методы и приемы руководства рисованием в нетрадиционной технике.

Рассматривая процесс изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, очевидно, что проявление творчества – процесс сложный, требующий активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного его развития у детей. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Успех во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Для этого в процессе обучения детей нетрадиционным техникам рисования следует опираться на следующие принципы:

1. От простого к сложному : предусмотрен переход от простых техник к более сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

4. Связь обучения с жизнью : изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Педагог постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования. У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям-осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

Таким образом, обучение рисованию с нетрадиционных техник необходимо проводить в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Практическая часть

Одним из важных условий по вовлечению ребенка в художественно-творческую деятельность я считаю создание необходимой развивающей среды. Свою работу по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования я начала с детьми средней группы в начале учебного года. Уголок изобразительной деятельности на тот момент отвечал всем требованиям, но, к сожалению, в нем практически не было материалов для работы детей в нетрадиционной технике. На сегодняшний момент в уголке творчества есть бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, карандаши, восковые мелки, краски (гуашь, акварель), кисти, пластилин, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, ватные палочки, салфетки разной фактуры, разнообразные трафареты. Подобраны музыкальная и литературная картотеки, большой выбор наглядного и информационного материала. Для развития художественно-эстетического восприятия уголок изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки), репродукциям произведений живописи. Есть выставка детского творчества, куда ребенок может самостоятельно поместить свой рисунок или поделку. Весь этот материал находится в свободном доступе для детей и может быть использован в самостоятельной деятельности.

Проведя анализ рисунков детей, выполненных самостоятельно, можно отметить, что нетрадиционные техники рисования пока используются детьми крайне редко. Я предложила детям выполнить рисунок на тему « Осенний лес», используя знакомые техники нетрадиционного рисования. К большому сожалению, дети не смогли сразу вспомнить, как и чем можно рисовать кроме кисточки. При подсказке педагога мы выяснили, что дети знакомы с техникой рисования ладошкой и пальчиками. Используя эти приемы дети выполнили рисунки осеннего леса.

Для ознакомления детей среднего возраста с нетрадиционными приемами рисования я выбрала технику рисования отпечатками листьев, тычок полусухой жесткой кистью и оттиск поролоном. На занятии « В гости к Лесовичку» дети познакомились с приемом оттиска поролоном. Занятие « Золотая осень» способствовало ознакомлению детей с техникой рисования отпечатками листьев. На занятии «Ежи» ребята научились изображать колючки ежа при помощи техники рисования тычком полусухой кистью.

Мной велась работа как на ознакомление, так и на упражнение детей в использовании указанных нетрадиционных навыков рисования. Дети всегда с большой радостью отзываются на предложение порисовать «без кисточки». Я подготовила альбом для рассматривания « Веселые ладошки». Ребята познакомились с примерами что и кого можно нарисовать ладошкой и теперь применяют полученные знания в самостоятельной деятельности. Технику рисования тычком мы продолжили закреплять на занятии «Друзья для ежика». Этот прием дети также пробуют использовать в самостоятельном рисовании. Технику рисования поролоном мы применяли в рисовании «Плюшевого медвежонка».

Выводы

Проанализировав проведенную мной работу по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с приемами нетрадиционного рисования, я сделала выводы, что дети вспомнили и закрепили в изобразительной деятельности приемы рисования ладошкой и пальчиками. Познакомились с приемами рисования отпечатками листьев, методом тычка жесткой кистью и оттиска поролоном. Эти приемы дети с удовольствием и достаточно успешно применяют в самостоятельном рисовании как в детском саду, так и дома. Наблюдая за детьми, можно прийти к выводу, что ребенку не всегда интересно рисовать на заданную тему. Поэтому следует предоставить ему свободу выбора. Нетрадиционные техники рисования предоставляют ребенку возможность самому выбрать, чем рисовать, как рисовать и что нарисовать. В процессе такой деятельности получаются фантастические силуэты, которые ребенок с увлечением дополняет, заканчивает. Нетрадиционное рисование – это возможность выбора. У детей активно развиваются фантазия, мышления. Ребенок заинтересован данным видом деятельности. Поэтому можно сделать вывод, что при использовании различных техник нетрадиционного рисования активно развиваются творческие способности детей.

Я думаю, что после проведения запланированной мной работы по освоению детьми средней группы нетрадиционных техник рисования, использование их в самостоятельной деятельности детей будет гораздо выше.

Список литературы:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий, 2008. – 80с. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с.
  2. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова - М.: Педагогика, 1983. - 112с.
  3. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
  4. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4–5 лет». Конспекты занятий: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; М.; 2011
  5. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»/ И.А. Лыкова. - М.: «Карапуз - дидактика», 2006.- 144 с.
  6. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
  7. Циквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.

Ракевич Зинаида Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №9"
Населённый пункт: г.Сосногорск, республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение дошкольников нетрадиционным техникам рисования"
Дата публикации: 04.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Обобщение опыта работы по обучению дошкольников нетрадиционным

техникам рисования.

В работе по изобразительной деятельности на начальном этапе, главной

целью было помочь детям войти в творческий мир, постичь художественную

ценность

самобытность

творчества

художников.

младшей группы, я знакомила детей с творчеством иллюстраторов детской

В.Васнецова,

Е.Рачёва,

Е.Чарушина,

А.Пахомова.

ставилась задача – научить выделять в рисунках художественные средства

(сочетание красок, выразительность формы), находить особенности. Дети

раскрывали

прекрасного,

своеобразие

индивидуальность творчества художников.

Но, одно дело – видеть и понимать прекрасное, и, совсем другое –

рисовать самому. Способность созерцать, любоваться и восхищаться -

щедрый дар, данный природой человеку. Он не только получает эстетическое

наслаждение от гармонии мира, но и импульс к собственному творчеству.

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной

работы. Чувство, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с

красотой

гармонией

восторга

восхищения, они испытывают желание «Остановить прекрасное мгновение»,

отобразив своё отношение к действительности на бумаге. Творчество не

может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным

и неповторимым. Не расставаясь с карандашом, фломастером или красками,

незаметно

наблюдать,

сравнивать,

фантазировать. Рисование для детей – радостный, вдохновенный труд, к

которому

принуждать,

стимулировать

поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности

изобразительной деятельности.

Но, как правило, дети рисуют мало и не интересно. Стандартно. Чтобы

более полно развить изобразительные возможности детей, их творческие

способности, возникла идея расширить виды работ, развить интерес самому

творить. Вот тут и пригодились нетрадиционные техники изобразительного

искусства.

привычны

оставленные

карандашами,

фломастерами,

шариковой

удивительным

использование пальчиков и ладошек, песка и опилок, ниток и ракушек, воска

и гуаши, штампов и смятой бумаги, крупы и зёрен. Нестандартные подходы к

изобразительной

деятельности

удивляли

восхищали

вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное

рисование

раскрывало

творческие

возможности

позволяло

почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если

перепачкались, главное – чтобы они получили удовольствие от общения с

красками, радовались результатам своего творения.

применяла

различные

рисования,

предусматривающие

использование

нетрадиционных

материалов,

позволяют расширить выбор техники изображения при выполнении детьми

творческих работ. Какие средства выразительности они нам дают, и с какого

Таких изученных и освоенных техник более 30.

Вот некоторые, наиболее популярные из них:

Рисование ладошкой или пальчиками (средства выразительности:

точки, пятна, линии, цвет; возраст любой).

полусухой

(средства

выразительности:

фактурность окраски, цвет; возраст любой).

Кляксография, обычная и с трубочкой (средства выразительности –

пятно, от 5 лет).

Кляксография с ниточкой (средства выразительности – размытое

пятно, от 5 лет).

Отпечатки листьев (средства выразительности – фактура, цвет, от 5

Рисование

ладошками

(средства

выразительности

фантастический силуэт, от 2 лет).

Водяные пятна (средства выразительности – пятно, от 4 до 5 лет)

Рисование щёткой (средства выразительности – линия, с 4 лет)

Рисование силуэтное (средства выразительности – форма, фактура,

из косточек, из ракушек и бусинок и т.д.)

Монотипия предметная или пейзажная (средства выразительности:

пятно, тон, вертикальная и горизонтальная симметрия, изображение

пространства в композиции)

Граттаж (грунтованный лист, от 6 лет)

Эбру (рисование на воде, от 6 лет).

Использование этих техник рисования благотворно сказалось на уровне

развития

творческих

способностей

рисованию, надеюсь, на долгие годы. За три года дети постепенно овладели

всеми вышеперечисленными техниками. Их работы стали выразительными,

интересными, в полном смысле слова, творческими. Был проведён мастер-

класс, где мы активно приобщали родителей к этому интересному виду

деятельности.

неоднократно

устраивали

выставки

Созданы альбом и презентация, которые получили заслуженную достойную

оценку. Трудно переоценить значение нетрадиционного рисования в плане

развития творческого потенциала личности ребёнка.

Чудеса живут повсюду,

Торопись навстречу им.

Научись увидеть чудо

И дарить его другим.

Филиппова Алёна Сергеевна
Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ

Наблюдая за окружающим миром, дети пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании , лепке, рассказах и т. д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

На занятиях по изо деятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей , позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует :

Интеллектуальному развитию ребенка;

Коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Развивает мелкую моторику рук.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы .

Так, для детей младшего дошкольного возраста, при рисовании уместно использовать технику «рисование руками » (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками : тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками ; волшебные веревочки (ниткография) . А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :

рисование песком ;

рисование мыльными пузырями ;

рисование мятой бумагой ;

Кляксография с трубочкой;

Печать по трафарету;

Монотипия предметная;

Кляксография обычная;

Пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник .

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание) .

Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками : она сложнее и требует более целенаправленных движений. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки , носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии , горизонтальные, дугообразные линии).

При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог , показывая своим примером принцип изображения.

В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка . Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки. Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных , так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания, необходимы : густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем : воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части : голова, ушки, глазки, хвостик и т. д. Начав рисовать , они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой. Методика закрашивания такая же.

Достаточно сложной техникой является набрызг . Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями . Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали .

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники –кляксографии . Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо, а нижнюю – голубым (вода) . Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досочку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов – фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Также существует техника «рисование нитками » (ниткография) . Используются простые нитки , гуашь разных цветов, бумага для рисования , розетки для краски, емкость для использованных ниток . Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. Так же можно нитку обмакнуть в краске, положить ее на одну половину листа (хаотично, затем второй половиной накрыть ее, т. е. свернуть лист пополам и осторожно вытащить оттуда нитку. Затем лист раскрываем и дорисовываем полученное изображение.

В технике «рисования ребром картона » используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм, бумага для рисования , гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

Для техники «мятый рисунок» . Технология рисования : на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги. «Печатание бумагой» . Технология рисования . Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже . В целом важно следующее : хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует , выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне , и для этого он использует точечный рисунок (трава, а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог , чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Проблема:
Кто придумал рисовать углем? Что можно нарисовать угольным карандашом?
Игровая мотивация: Путешествие на машине времени
Цель: Эксперимент: выполнение рисунка углем и определение его изобразительно-выразительных возможностей.
Задачи:
  • Учить создавать предметное или сюжетное изображение в стиле «наскальной живописи» первобытных людей.
  • Закрепить умение детей рисовать углем разными способами: концом угля и боковой стороной; учить регулировать силу нажима.
  • Расширять кругозор детей, развивать фантазию.

Материалы:
Листы бумаги белые и тонированные в пастельные тона формата А4, уголь. У педагога - фото наскальных рисунков первобытных людей, ноутбук для демонстрации фото.
1. Организационная часть.
Педагог: На прошлом занятии мы с вами узнали, что такое уголь и зачем он нужен. Но скажите, что ещё можно нарисовать угольным карандашом? (Предположения детей) Для ответа на этот вопрос мы отправимся в путешествие на… Машине Времени! Вы согласны? Тогда в путь. Давайте сядем поудобней, закроем глаза, произнесём волшебные слова, которые вы знаете. (Дети предлагают варианты)
Педагог открывает ноутбук, рассказывает и показывает фото.

Познавательный рассказ.
Давным-давно это было. На нашей зелёной планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок. (Показ картины с изображением первобытного человека.) У человека не было ни острых зубов, ни когтей, да что там говорить - у него не было ни телефонов, ни телевизоров. Даже не было дома, посуды. И одежды! Посмотрите, во что был одет древний человек? (Дети: в шкуру.) Почему человек одевался так? (Дети размышляют) Да, тогда не было ни фабрик, ни заводов, и человеку приходилось всё делать своими руками. А кто догадается, зачем ему шкура? А вам для чего ваша одежда? (Дети: защита от холода.) Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались. Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя. Ответы детей.) Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка. Что же он ел? (Дети: ягоды, траву, мясо).
Игровая ситуация.
Молодцы! Сейчас мы с вами превратимся в первобытных людей и отправимся на лесную поляну собирать ягоды. По команде - начинаем собирать ягоды, кто соберёт больше - станет самым ловким собирателем ягод. Приносите свою «добычу», кладите в миску.
Развивающая беседа.
А где мог жить первобытный человек? (Дети: в пещере) Но вот человек поел. Прилёг в пещере на мягкую шкуру, поспал. А что делать потом? Музыку не послушаешь, телевизор не посмотришь, книжку не прочтёшь. Что делать? (Размышления детей)
- Человек стал… рисовать! На чём? На стене пещеры. А чем? Карандашей нет, и красок. А вот уголёк от сгоревшего костра оставляет хороший чёрный след! (Показ фото с изображением наскальных рисунков). Чего и кого тут только нет! А вы что увидели? Дети перечисляют: деревья, люди, животные.
Ну что ж, у машины времени заканчивается топливо, пора возвращаться!
Ребята, давайте мы о нашем путешествии расскажем так, как сделал бы это первобытный человек - нарисуем, что видели. Вы согласны?
2. Практическая часть.
Тогда за работу! (Дети подходят к столам). Бумагу мы сделаем «старой» - сомнём её. Вот так (показывает) развернём и разгладим. Теперь бумага стала похожа на стены пещеры. А вот и уголь - как в древние времена. Нарисуйте им все, что видели, по желанию.

3. Самостоятельная работа детей.
Дети рисуют. Педагог руководит деятельностью детей, используя советы, указания, похвалу.

4. Заключительная часть.
Итог:
Выставка детских работ. Педагог: Что нового вы узнали в путешествии на машине времени? Ребята, можно ли, глядя на ваши рисунки, догадаться, куда мы путешествовали? А вам понравилось путешествие? Рисунки мы оформим как альбом «Путешествие на машине времени».

В продолжение темы:
По именам

День учителя считается профессиональным праздником работников в сфере образования. В этот замечательный день ученики поздравляют своих учителей, дарят им цветы и конфеты,...

Новые статьи
/
Популярные