Виды общественных отношений. Тема: общество и общественные отношения В чем суть общественных отношений

Общественные отношения являются предметом изучения множества научных дисциплин гуманитарного характера, таких как социология, социальная философия, социальная психология и др. Рассмотрим данное понятие подробнее, используя основные подходы к определению термина "общественные отношения" в социальных науках.

Для начала рассмотрим в отдельности термины "общество" и "отношения". "Социологический энциклопедический словарь" даёт такое определение: "общество" - сложившаяся в процессе исторического развития относительно-устойчивая система социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворения потребностей; Общество поддерживается в силу обычаев, традиций, законов и т.д. Таким образом, мы видим, что термин "общество" a priori предполагает отношения. Немецкий социолог Фердинанд Тённис, считает, что общество характеризуется противообразующими устремлениями его участников, рациональным обменом, расчётом, сознанием полезности и ценности. "Отношения" - взаимосвязь и характер расположения элементов определённой системы или одной системы по отношению к другой.

Таким образом, общественные отношения - это многообразные связи между социальными группами и структурами (классами, нациями и т.д.), а также внутри них; совокупность отношений политических, социально-экономических и др.

Всемирная энциклопедия даёт такое определение:

"Общественные отношения - многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. Общественные отношения - важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Содержание и уровень общественных отношений весьма различны: как каждый индивид вступает в отношения, так и группы вступают в отношения между собой, и тем самым человек оказывается субъектом многочисленных и различных отношений.

Общественные отношения можно классифицировать в соответствии со сферой их реализации.

  • Ш Уровень социальных общностей:
    • · Классовые отношения
    • · Национальные отношения
    • · Групповые отношения
    • · Семейные отношения;
  • Ш Уровень занятия той или иной деятельностью групп:
    • · Производственные отношения
    • · Учебные отношения
    • · Театральные отношения;
  • Ш Уровень взаимодействия между людьми в группе:
    • · Межличностные отношения;

Можно даже выделять и внутриличностные отношения (например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе или аффектные отношения к кому-либо).

Все вышеназванные виду представляют в совокупности систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что здесь не просто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу но индивиды как представители определённых общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере, например, политической жизни - политических партий). Функционируя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Они строятся не на основе симпатий и антипатий, а на базе определённого положения, занимаемого каждым в общественной системе. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер: их сущность не во взаимодействии отдельных личностей, но скорее во взаимодействии конкретных социальных ролей, выполняемых ими. Вот почему общественные отношения объективно обусловлены, они связывают индивида с социальной группой, обществом. И тем самым являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. Порождённые деятельностью реальных людей, общественные отношения существуют лишь как формы, алгоритм этой деятельности. Но возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную неопределённость".

Словарь "Социальная философия" даёт такое определение:

"Отношения общественные - в широком смысле - вся система связей и зависимостей человеческой деятельности и жизни социальных индивидов в обществе. В более узком и специальном смысле - опосредованные связи между людьми определяющие возможность взаимодействия между ними во времени и пространстве, вне их непосредственного контакта, а зачастую и вне прямого осознания "механики" подобных взаимодействий.

Жизненная необходимость этих связей закрепляется, с одной стороны, предметными условиями, средствами и результатами деятельности людей, существующими в обществе как бы независимо от создающих их людей, с другой стороны, потребностями, интересами, желаниями, установками человеческих индивидов, "направляющими" людей на контакт с опредмеченными социальными качествами и человеческими силами.

В архаических обществах общественные отношения и непосредственные социальные зависимости людей почти не отделены друг от друга. Конечно, структура рода как целого, его традиции, мифы и ритуалы опосредуют жизнь индивидов, их отношения друг к другу и к родовой целостности, однако эти опосредования в основном подкрепляют личностную зависимость индивидов от их родичей и социальной организации. Общественные отношения - в собственном смысле выделяют тогда, когда возникновение средств межэтнического, межкультурного, а затем и торгово-экономического общения между различными общественными образованиями создаёт целую систему социальных опосредований, "вклинивающуюся" в непосредственные связи людей, групп, социальных слоёв и других человеческих сообществ.

Развитие индустриального общества формирует машинное производство, экономику, оперирующую абстрактными социальными качествами, особую логику вещей для измерения человеческих потенций и действий.

Появляется возможность изучать людей по воплощениям и опосредованиям их деятельности. Возникающая общественная наука начинает исследовать бытие людей по их отношениям, сводит последнее к вещественным и квазивещественным формам".

"Большая советская энциклопедия" рассматривает общественные отношения, как многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп. Общественные отношения находятся в диалектическом взаимодействии с личными отношениями людей, т.е. с их отношениями как конкретных индивидов, связанных непосредственными контактами, в которых значимы психологические, нравственные и культурные особенности людей, их симпатии и антипатии и др. личностные факторы. В этом взаимодействии общественные отношения определяют существенные стороны личных отношений. Теоретически несостоятельно и практически вредно отождествление личных и общественных отношений, перенесение категорий, характеризующих личные взаимоотношения, на общественных отношениях. Ф. Энгельс, говоря о взаимоотношении рабочих и капиталистов, указывал, что "отношение фабриканта к рабочему - не человеческое, а чисто экономическое".

В философии общественные отношения рассматриваются с материалистических или идеалистических позиций. Материалистическое, т.е. научное, понимание общественных отношений впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные общественные отношения - экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. - делятся на первичные - материальные, базисные и вторичные - идеологические, надстроечные.

Из всех общественных отношений главными, ведущими, определяющими являются материальные - экономические, производственные отношения. В последовательном осуществлении этой идеи проявляется материалистический монизм марксистско-ленинской теории общественного развития. Характер материальных общественных отношений определяется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей.

Идеологические общественные отношения - политические, правовые, нравственные и др. возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей. Поэтому общество представляет собой не механическое соединение различных общественных отношений, а единую систему общественных отношений.

Деление общественных отношений на материальные и идеологические позволяет не только различать в общественных отношениях определяющие и производные, но и анализировать совокупность общественных отношений, в которых сочетаются и материальные, и идеологические элементы (например, отношения между классами, национальные, межгосударственные и международные отношения). В связи с усложнением и дифференциацией общественной жизни возникают многообразные общественные отношения, связанные с различными, более специфическими видами деятельности людей - управленческой, научной, художественной, технической, спортивной, просветительской и т.д.

Общественные отношения различных социальных групп, общностей, организаций, коллективов определяются, во-первых, их местом в исторически определённой системе производственных отношений и, во-вторых, конкретными взаимоотношениями с др. социальными группами и прежде всего их связями с основными классами данного общества.

В "Словаре конфликтолога" общественные отношения характеризуются, как относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и др. объединениями людей, возникающие в производственно-экономической, социально-политической сферах человеческой деятельности различных видах культуры и определяющие специфику данного конкретного общества, его качественные характеристики, его социальную структуру. Носителями общественных отношений являются социальные группы. Их индивидуальный состав меняется, но сама структура общественных отношений при этом сохраняется. Этим общественные отношения отличаются от личных, которые привязаны к конкретным людям. Отдельный человек является носителем общественных отношений не сам по себе, а как представитель общественной группы или социального института, выполняющий определённую функцию: крестьянин, рабочий, капиталист, менеджер или чиновник, дипломат, профсоюзный деятель, партийный функционер и т.д. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, застаёт готовые общественные отношения и, реализуя свои цели, воспроизводит общественные отношения в прежнем или изменённом виде. Деятельность людей осуществляется в системе общественных отношений, а отношения существуют в деятельности и поддерживаются ею.

Существуют материальные, базисные общественные отношения и надстроечные отношения, идеологически зависимые от базисных, вторичные общественные отношения. Но в реальных ситуациях иерархия изначально определяющих и определяемых общественных отношений перерастает в их взаимодействие, где причина и следствие меняются местами. Политика зависит от экономики, но, в свою очередь, может оказывать решающее воздействие на ход экономических процессов. Общественные отношения проявляются в виде интересов, которые определяются местом каждой социальной группы и их конкретного носителя, и определяют стимулы и направленность деятельности. Интересы людей могут совпадать, а могут и противоречить друг другу. Соответственно и общественные отношения могут быть отношениями сотрудничества, солидарности или включать в себя непримиримые противоречия, конфликты. То или иное разрешение противоречий в общественных отношениях ведёт к их изменению. Различные эпохи человеческой истории, общественные формации отличаются друг от друга типом общественных отношений, образующих некую целостную систему. В переходные периоды, когда зарождаются новые общественные отношения и сходят со сцены старые, изменяется общественный строй, в обществе происходят глубокие структурные преобразования. Конфликт является одним из видов общественных отношений в ситуации развития социального противоречия. Поэтому он подчиняется общим закономерностям динамики общественных отношений.

Из вышеперечисленных суждений, трактовок и дефиниций термина "общественные отношения" вырисовывается восприятие их как связи, взаимодействия между различными общественными группировками, вроде организаций, фирм, государственных учреждений, социальных институтов и т.д. Ключевым словом здесь является связь. Неважно насколько развиты эти группы, главное чтобы постоянно происходила коммуникация между ними. Без взаимодействия внутри общества, оно попросту развалится и деградирует.

Так кто же занимается этой связью, кто осуществляет взаимодействие между системами, тем самым, позволяя нашему обществу, расти и развиваться? Конечно же человеческая природа такова, что он сам по себе, как индивид не способен достичь самореализации без отношений с другими людьми. "Человек - животное общественное".

Человек сам же и формирует специальные структуры, облегчающие установление связи между группами. Общественные отношения в наши дни управляются традициями, регулируются законом, нормами нравственности, морали. И они сегодня становятся предметом профессионального интереса, таких направлений социальной практики как менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз.

Общественные отношения

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния ) - это различные формы социальных взаимозависимостей, возникающие в социальном взаимодействии , связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.
Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно - социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и достаточно жесткие регламентации. Таким образом, социальные отношения тесно связаны с социальными взаимодействиями, хотя это не тождественные понятия, обозначающие одно и то же. С одной стороны, социальные отношения реализуются в социальных практиках (взаимодействиях) людей, с другой стороны, социальное отношение представляет собой предпосылку социальных практик - устойчивую, нормативно закрепленную социальную форму, через которую становится возможной реализация социальных взаимодействий. Социальные отношения определяющим образом воздействуют на индивидов - направляют и оформляют, подавляют или стимулируют практики и ожидания людей. В то же время социальные отношения являются "вчерашними" социальными взаимодействиями,"застывшей" социальной формой живой человеческой жизнедеятельности.
Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они и не объект-объектны, подобно отношениям между объектами в природе, и не субъект-субъектны, подобно межличностным отношениям - когда человек взаимодействует с другим целостным человеком, а субъект-объектны,когда взаимодействие происходит лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам он в них представлен частичным и нецелостным социально действующим субъектом (социальным агентом). Общественные отношения воплощаются в социальных практиках и всегда опосредованы объектами - социальными формами (вещами, идеями, социальными явлениями,процессами).
Общественные отношения могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций, но не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения.
Социальные отношения - это совокупность многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

  • как отношения человека с обществом, общества с человеком;
  • между индивидами как представителями общества;
  • между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;
  • между различными обществами;
  • между индивидами как представителями различных социальных групп , социальных общностей и социальных организаций , а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.

Проблемы определения

Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребимым, ученые ещё не пришли к единому выводу о понятии социального отношения. Встречаются такие определения:

  • Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
  • Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их социального равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей .

Для характеристики социальной жизни нередко используется термин "социетальный", который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

Классификация

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:

  • Классовые отношения
  • Национальные отношения
  • Этнические отношения
  • Групповые отношения

Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Общественные отношения" в других словарях:

    Многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. О.О. важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные… … Новейший философский словарь

    Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономич., социальной, политич., культурной жизни и деятельности. Отд. люди вступают в О. о. именно как члены (представители) … Философская энциклопедия

    См. ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Большой Энциклопедический словарь

    Многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности; оказывают значительное влияние на личные отношения людей,… … Политология. Словарь.

    Общественные отношения - отношения между людьми, живущими достаточно большими группами, складывающиеся в процессе развития общества. На различных этапах развития общества ведущую роль играют те или иные общественные отношения: религиозные, кастовые, производственные,… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    Современная энциклопедия

    Общественные отношения - ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной деятельности. Определяют существующие стороны личных отношений людей, связанных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности; оказывают значительное влияние на личные отношения людей,… … Энциклопедический словарь

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - взаимосвязь между людьми, включенными в те или иные социальные общности и группы в рамках данной общественной системы и складывающиеся в процессе совместной деятельности. В материалистической трактовке общественные отношения делятся на первичные… … Тематический философский словарь

Книги

  • Восточный блок и советско-венгерские отношения. 1945-1989 годы , . В сборник вошли материалы двух российско-венгерских конференций, проходивших в 2005 и 2006 годах в Москве при поддержке Комиссии историков России и Венгрии. Российскиеи венгерские ученые…

В повседневной жизни люди связаны между собой и обществом множеством невидимых нитей: они взаимодействуют друг с другом по личным, учебным, экономическим, политическим, правовым и другим вопросам.

На основе непосредственных контактов между людьми формируются социальные связи.

Социальная связь это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. Структура социальной связи выглядит следующим образом: субъекты связи (двое и более людей); предмет связи (по поводу чего она осуществляется); механизм регулирования взаимоотношений.

Виды социальных связей:

  • -- социальные контакты -- простые, элементарные связи между отдельными индивидами;
  • -- социальные действия -- действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, т. е. осмыслены и преследуют определенную цель;
  • -- социальные взаимодействия -- систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга;
  • -- социальные отношения -- отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.

Контакты между людьми могут быть единичными (например, поездка в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт -- это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношений.

В социологии принят специальный термин для обозначения социального взаимодействия -- интеракция.

Социальные действия следуют сразу за контактами в том случае, если индивид желает продолжать социальные связи.

Немецкий социолог, философ, историк М. Вебер предложил следующую классификацию социальных действий.

Типы социального действия:

  • -- Целерациональное -- действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения.
  • -- Ценностно-рациональное -- действие, ориентированное на определенные ценности (этические, религиозные, эстетические и т.д.), принятые индивидом.
  • -- Традиционное -- действие, формируемое на основе подражания определенным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критике.
  • -- Аффективное -- действие, главной характеристикой которого является определенное эмоциональное состояние индивида.

Основной характеристикой социальных взаимодействий является глубокая и тесная координация действий партнеров.

Условия возникновения социального взаимодействия: наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих влияния и воздействия индивидов друг на друга; наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

Выделяют следующие типы социального взаимодействия.

  • 1) По видам:
    • -- физическое;
    • -- вербальное (словесное);
    • -- жестовое.
  • 2) По сферам:
    • -- экономическое (индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели);
    • -- профессиональное (индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора и т. д.);
    • -- семейно-родственное (люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, бабушек и т. д.);
    • -- демографическое (включает контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
    • -- религиозное (подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих);
    • -- территориально-поселенческое (столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами).

Принято различать две основные формы социального взаимодействия -- сотрудничество и соперничество.

Формы социального взаимодействия:

  • 1) Сотрудничество:
    • - обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при котором ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т.е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным;
    • - направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства;
    • - подкрепление длительного взаимовыгодного сотрудничества такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка и т.п.
  • 2) Соперничество:
    • - стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника, т.е. ущемить его в неприемлемой для него степени, форме;
    • - отсутствие общей, совместной цели, но обязательное наличие аналогичной цели относительно неделимого объекта: оба хотят овладеть кошельком покупателя (экономическая конкуренция), властью (политическая конкуренция) и т.д. Каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели;
    • - подкрепление длительного соперничества негативными средствами обмена, такими как зависть, неприязнь, озлобление и т.п.
  • 3) Конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами).
  • 4) Конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов.

Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями.

Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживают социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей.

В отличие от социального взаимодействия социальные отношения -- это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). В данной системе выделяют следующие элементы:

  • -- субъекты -- стороны, между которыми возникают отношения;
  • -- объекты -- то, по поводу чего возникают отношения;
  • -- потребности -- отношения между субъектами и объектами;
  • -- интересы -- отношения субъект-субъект;
  • -- ценности -- отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Типы и классификация общественных отношений

Общественные отношения можно подразделить на первичные, вторичные и третичные.

Первичные отношения - это отношения, возникающие в социальной группе, которую составляет сам индивид, его семья и друзья. Представители такой группы часто одинаково субъективно оценивают сущность различных социальных явлений и процессов.

Вторичные отношения - определяются членством индивида в различных социальных группах (религиозных, этнических и т.д.).

Третичные отношения - обусловлены гражданскими ролями индивида и его возможностями по реализации своей субъективности.

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:

  • 1. Материальные - в первую очередь, производственные, складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека.
  • 2. Духовные - формируются, проходя через сознание людей, и соответствуют структуре общественного сознания (политические, моральные, правовые, художественные, теоретико-познавательные, философские, религиозные и др.).

В науке издавна идет поиск элементарной «клеточки» социальной системы, т. е. такого «простейшего образования», с анализа которого было бы правомерно начинать исследование общества. Короче говоря, ученые ищут нечто аналогичное атому или биологической клетке.

В качестве такой «клеточки» выступали индивид, социальная группа, семья. Но прорваться к истине позволило определение общества как совокупности отношений между людьми.

Именно социальные связи и отношения представлены в теориях К. Маркса, П. Сорокина, М. Вебера в качестве значимых социальных явлений, с которых должно начинаться изучение общества.

Понятие «общественные отношения» в современной литературе встречается в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе и в узком смысле.

В узком смысле под общественными отношениями понимаются многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими группами людей, а также внутри них.

Общество представляет собой сверхсложную систему разносторонних общественных отношений. Все богатство общественных отношений может быть подразделено на материальные и духовные (идеальные) отношения.

Материальные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека. Духовные отношения формируются предварительно, проходя через сознание людей. Эта опосредованность отношений сознанием вызывает возражения. То, что для духовного производства является конечным продуктом (идеи, духовные ценности), присутствует и в материальной практической деятельности. Но здесь это выступает в качестве средства достижения конечного результата (целеполагания), как момент одухотворенности материальной деятельности.

Деление общественных отношений на материальные и идеальные является предельно широким, каждое из этих подразделений включает в себя множество видов.

В основу классификации материальных отношений кладется обычно основные сферы общественного бытия, в основу духовных отношений – структура общественного сознания и его формы (моральные, политические, правовые, художественные, религиозные отношения).

Некоторые общественные отношения сочетают в себе черты и материальных и духовных отношений. Например, политические отношения, поскольку они отражают взгляды субъектов политического действия – духовны, идеальны, но своей другой стороной они складываются в ходе практической деятельности, и в этом своем аспекте они материальны. Такое же переплетение различных отношений характерно для семейных отношений.

В процессе своей жизнедеятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные общественные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а так-же связи, возникающие между различными социальными груп-пами (или внутри них), принято называть общественными от-ношениями. Не все связи, возникающие между людьми в про-цессе общения и совместной деятельности относят к обществен-ным отношениям (не является таковым, например, контакт в общественном транспорте).

Таким образом, общественные отношения - это устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные) отноше-ния, затрагивающие важные стороны жизни людей.

Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни (например, отношения собственности и распределения в экономике).

Все общественные отношения мо-гут быть условно разделены на две группы:

Материальные;

Духовные.

Материальные отношения возникают и складываются непо-средственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него.

Духовные отношения формируются, предварительно «про-ходя через сознание» людей, детерминируются их духовными потребностями.

Особым видом общественных отношений являются меж-личностные отношения - отношения между отдельными инди-видами, объединёнными общими потребностями и интересами (досуг, быт).

Социолог П. Сорокин выделил следующие виды взаимодей-ствий:

Между двумя индивидами (например, муж и жена; учитель и ученик; два товарища);

Между тремя индивидами (например, семья);

Между четырьмя индивидами и более (певец и его слуша-тели);

Между многими людьми (неорганизованная толпа). Межличностные отношения возникают и в ходе индивидуального общения (персонифицированная форма общественных отношений).

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО

С давних пор люди пытались объяснить причины возникно-вения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы - это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, геро-ях и т. д. Совокупность мифов называется мифологией . Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных об-щественных проблемах, об отношении мироздания с его закона-ми и людей также пытались найти религия и философия. Имен-но философское учение об обществе на сегодняшний день явля-ется наиболее разработанным.

Совместить мифологию и философию впервые попытались индийские мудрецы. Первым философским произведением можно назвать тексты Веды , которые были созданы в период с 1500 по 600-е гг. до н.э. в Древней Индии. Ведическая литерату-ра не только пыталась объяснить происхождение Вселенной и всех живых существ, но и освещала социальное неравенстве ин-дийского общества - деление на касты (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и т.д.). Против этой несправедливости выступил буддизм/Буддизм - это одновременно религия и философское учение, предлагающее путь избавления человека от жизненных страданий.


В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно на-капливались в недрах философии, выделилась и стала состав-лять отдельную науку об обществе — социологию. Само поня-тие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом .

Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма. К. Маркс и Ф. Эн-гельс разработали учение об общественно-экономических фор-мациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общест-венном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется экономически-ми факторами, а политическое, социальное, духовное развитие общества является лишь отражением материальной жизни лю-дей.

Человеческое общество, по мнению Маркса, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капи-талистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически опреде-ленный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, определяемую уровнем развития производитель-ных сил и производственных отношений.

Близки к материалистической теории общественной жизни взгляды Р. Арона , Д. Белла, У. Ростоу и др. Они выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустри-ального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Тео-рия индустриального общества (Р. Арон) рассматривает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу.

В 60-70-е гг. в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффле-ра были выделены три стадии развития общества:

Первая - доиндустриальная (аграрная);

Вторая - индустриальная;

Третья - постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (3. Бжезинский).

На первой стадии основной сферой экономической деятель-ности является сельское хозяйство, на второй - промышлен-ность, на третьей - сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура.

Эти теории, хотя и находились в рамках материалистическо-го понимания процессов общественного развития, тем не менее имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общест-венно-экономической формации к другой осуществлялся путём социальной революции, под которой понимался коренной каче-ственный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого со-циальным эволюционизмом: согласно им технологические пе-ревороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопро-вождаются социальными конфликтами и социальными ре-волюциями.

Новым этапом в изучении общественных явлений стала тео-рия культурно-исторических типов русского исследователя XIX в. Н.Л. Данилевского, согласно которой отдельные общества (ци-вилизации) развиваются подобно биологическим организмам. Цивилизационную теорию развили О. Шпенглер и А. Тойнби.

В продолжение темы:
По именам

День учителя считается профессиональным праздником работников в сфере образования. В этот замечательный день ученики поздравляют своих учителей, дарят им цветы и конфеты,...

Новые статьи
/
Популярные