Психолого педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. Развитие позитивной самооценки

Исследования показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного по ведения, При построении коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессив ных проявений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально орга низуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический матери ал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.Методы психодиагностики агрессивности

Это определение, во-первых, уровня выраженности, а во-вторых, структуры агрессивного поведения, в широком смысле - это выявление признаков и видов, причин и факторов возникновения, провокации, нарастания и снижения агрессивности. наблюдение;беседа и анкетирование родителей и воспитателей;проективные методики: «Кинетический рисунок семьи», «Тест руки», рисунок «Несуществующее животное» и др.

Наблюдение позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данному ребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии; помогает установить частоту и легкость возник новения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности в агрессивных реакциях. Беседа и анкетирование . корректное информирование о проблеме; анамнестические сведения; любимые занятия ребенка дома; предпочитаемые игры, книги; телепередачи, мультфильмы, иг рушки и др.; отношения с родственниками; отношения с другими людьми и т. д.Проективные техники психодиагностики

Основные направления работы, методы и техники коррекционного воздействия представлены в таблице:

Обучение ребенка отреагированию(выражению)своего гнева приемлемым способом

Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

Развитие позитивной самооценкиСнижение уровня личностной тревожности

Характерологические особенности ребенка

Направления коррекционной работы

Методы и техники терапевтического воздействия

1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствитель

Снижение уровня лич ностной тревожности

1)релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;

2)работа со страхами;

3)ролевые игры

2. Слабое осознание собствен ного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии

Формирование осо знания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии

1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;

2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин);

3) рисование, лепка эмоций;

4) пластическое изображение эмоций;

5) работа с эмоциями через сенсорные каналы;

6) изображение различных предметов и явлений при роды, придумывание рассказов от лица этих предме тов и явлений;

7) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих раз личные эмоциональные состояния;

3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка.

Развитие позитивной самооценки

1) упражнения, направленные на позитивное восприя тие образа «Я», активизацию самосознания, актуали зацию «Я-состояний»;

2) разработка системы поощрений и наград за имею щиеся и возможные успехи («альбом успехов», меда ли, аплодисменты и т.п.);

3) включение ребенка в работу различных (по инте ресам) секций, студий, кружков

4. Эмоциональное «застрева ние» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом

1) выражение гнева безопасным способом во внеш нем плане (канализация агрессии);

2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения;

3) многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружа ющих способом;

4) рисование гнева, а также лепка гнева из пластили на или глины, обсуждение (если ребенок хочет), в ка ких ситуациях он испытывает такой гнев;

5) «письма гнева»;

6) «галерея негативных портретов»;

7) использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях бо лее полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации

5. Слабый контроль над своими эмоциями

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом

1) релаксационные техники - мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации;

2) перевод деструктивных действий в вербальный план(«остановись и подумай, что ты хочешь сделать»);

3) ввод правила: «посчитай до, 10 прежде чем перей дешь к действию»;

4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;

5) сочинение рассказа от имени своего гнева с по следующим отражением этого чувства в движениях;

6. Ограниченный набор пове денческих реакций на проблем ную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения

Поведенческая тера пия, направленная на расширение спектра поведенческих реак ций в проблемной ситуации и снятие деструктивных эле ментов в поведении

1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рас сказов по картинке);

2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;

3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества;

4) использование игр, направленных на сотрудниче ство;

5) разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, вы бор позитивной и закрепление ее в ролевой игре;

6) введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и при вилегий в случае их соблюдения (награды, призы, ме дали, аплодисменты и т.п.);

7) ведение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением;

7. Работа с родителями и педагогами

Консультативная и коррекционная ра бота с родителями и учителями, направ ленная на снятие про воцирующих факторов агрессивного по ведения у детей

1) информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка;

2)обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуля ции психического равновесия;

3) обучение учителей и родителей навыкам «нена сильственного» общения - «активное» слушание; ис ключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение уг роз и приказов, работа с интонацией;

4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;

4.Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения школьников .

Методы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения

Анализ психологической и педагогической литературы позволяет указать на различного рода концепции, а также способы и методы воспитательных действий. Проблемами психолого-педагогической коррекции девиантного поведения занимались такие ученые, как Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов и др.

Выбор и целесообразность использования того или иного метода коррекции обусловлены возрастными особенностями объекта коррекции, преобладающих в каждом конкретном случае факторов агрессивного поведения.

Смирнова Т.П. выделяет базовые направления коррекции агрессивного поведения :

1. Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

4. Снижение уровня личностной тревожности.

5. Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

6. Развитие позитивной самооценки.

7. Обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих.

Какой не была бы причина развития агрессивности у ребенка, психологи и педагоги должны иметь под рукой реальные инструменты ликвидации причин и последствий агрессивного поведения ребенка. Одну из моделей подобного инструмента предложила группа психологов, опираясь на характерологические особенности поведения агрессивного ребенка. Данная модель (Семенюк Л.М.) представлена ниже.

Таблица 1.1 Способы психолого-педагогической работы с агрессивными детьми

Характерологические особенности ребенка

Направления коррекционной работы

Методы и техники терапевтического воздействия

1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе..

Снижение уровня личностной тревожности

1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация,

2) работа со страхами;

3) ролевые игры

2. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии

Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии

1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;

2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния;

3) рисование, лепка эмоций;

4) пластическое изображение эмоций;

5) работа с эмоциями через сенсорные каналы;

6) изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений;

7) разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные состояния;

8) методика - «я грустный (радостный и т.д.), когда…»

9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы»

3. Неадекватная самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих

Развитие позитивной самооценки

1) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;

2) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи;

3) включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, студий, кружков

4. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом

1) выражение гнева безопасным способом во внешнем плане;

2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения;

3) многократное повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом;

4) рисование гнева, а также лепка из пластилина или глины, обсуждение, в каких ситуациях он испытывает такой гнев;

5) «письма гнева»;

6) «галерея негативных портретов»;

7) использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации

5. Слабый контроль над своими эмоциями

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом

1) релаксац. техники - мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации;

2) перевод деструктивных действий в вербальный план;

3) ввод правила: «посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»;

4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;

5) сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях;

6) осознание своего гнева через сенсорные каналы;

7) осознание своего гнева через телесные ощущения

6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения

Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации;

2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;

3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества;

4) использование игр, направленных на сотрудничество;

5) разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре;

6) введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае с их соблюдения;

7) введение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением;

8) введение ребенком вместе с учителями карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;

9) включение ребенка в спортивные командные игры

7. Работа с родителями и педагогами

Консультативная и коррекционная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

1) информирование педагогов и родителей об индивид.-психолог. особенностях агрессивного ребенка;

2) обучение распознанию собственных негативных эмоц.состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;

3) обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией;

4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;

5) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;

6) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;

7) включение ребенка в работу различных секций, кружков, студий.

Выводы по первой главе

В первой главе был проведен анализ научной и методической литературы в ходе которого удалось сформулировать базовые характеристики проявления агрессии у подростков.

Под агрессией понимают мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Среди факторов, провоцирующих развитие агрессии называют биологические и факторы среды - влияния социума на развитие человека.

Наиболее подверженным развитию агрессии возрастом является подростничество. Именно в подростковом возрасте особенности психофизиологического взросления ребенка сталкиваются с активным влиянием социальной среды, повышением уровня социальных ожиданий от ребенка.

Основой психолого-педагогической работы с агрессивными подростками является активное их вовлечение в социально одобряемую и привлекательную для них самих деятельность.

Отсутствие жизненного опыта, навыков социального поведения, трудности пубертатного периода ставят их зачастую в трудные ситуации, в которых они ведут себя асоциально, агрессивно, а порой и антисоциально.

Агрессивность подростков проявляется не только в негативном поведении, но и является симптомом их социального и психологического неблагополучия и требует от педагога оказания своевременной педагогической и психологической помощи, организации и проведения коррекции.

Для того чтобы ребенок реже проявлял агрессивные формы поведения, необходимо, чтобы он обладал определенным уровнем социального интеллекта, то есть умел справляться с социальными конфликтами конструктивным способом. Кроме этого необходимо, чтобы он осознавал те чувства, которые провоцируют агрессию, и умел выражать их другими способами. Предполагается также наличие хорошо развитого самоконтроля.

Центральным новообразованием подросткового возраста является новый уровень самосознания, то есть интерес к собственному внутреннему миру, эгоцентризм. Одним из принципов составления психокоррекционных программ является принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Обнаружившаяся связь между чувством вины и раздражительностью позволяет делать вывод о том, что наши подростки недостаточно хорошо осознают свои чувства и выстраивать программу коррекции в этом направлении. Высокий уровень негативизма и чувства вины говорит нам и о необходимости работы с ближайшим окружением подростка, то есть с педагогами и родителями.

Задачи: 1) дать ребенку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения; 2) научить ребенка понимать переживать, состояния и интересы других людей; 3) выработать умение выражать агрессию в приемлемых формах; 4) сформулировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов; 5) повысить уровень самоконтроля и саморегуляции; 6) сформировать положительную адекватную самооценку.

Схема коррекционной программы с подростками .

Занятие 1.

Представление программы. Ознакомление с правилами группы.

Цель: установление контакта с учениками. Создание доверительной атмосферы. Достижение взаимопонимания в целях работы программы.

План проведения:

Информация о себе и о программе, о своих личных целях и целях программы. Создать дружелюбный и безопасный настрой, продемонстрировать открытый стиль общения Ведущий говорит о своих реальных чувствах по поводу создания группы.

Работа по теме. Выработка правил (мозговой штурм). Демонстрация демократического и безопасного стиля общения. Возможен вариант, - ведущий сам предлагает правила.

Разминка "Пересаживания". Первые попытки совместного активного отдыха, разрядка, повышение настроения. Подростки могут стесняться играть.

Работа по теме. Общий рисунок (или "нарисуй себя") Общая деятельность, выявление лидеров в группе, оформление группового пространства. Ватман, фломастеры, музыка. Дать всем участникам рисовать.

Основная часть: упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки участников.

Обсуждение итогов занятия.

Ритуал прощания.

Занятие 2.

Понятие личности. Кто Я? Кто Ты? Понятие границ личности. Развитие личности.

Цель: сфокусировать внимание участников на собственном мироощущении. Выработать установку на ценность каждой отдельной личности. Ощутить похожесть и индивидуальность отдельных людей.

План проведения:

Обмен чувствами 10 определений "Кто Я?", обсуждение.

Повторение правил. Обозначение перехода к особой атмосфере в группе, введение в тему занятия.

Разминка "Я никогда не." Разрядка сплочение.

Работа по теме. Мозговой штурм на тему "Из чего состоит личность" Осознавание себя как ценной личности Ватман, маркеры. Важно учитывать правила мозгового штурма - любое мнение ценно.

Разминка "Поиск общего" Нахождение качеств, которые объединяют с другими.

Игра в границы "Скажи стоп". Проблема перехода границ, чувства, которые возникают когда переходят границы. Внимательное отношение к границам, ощущение своих физических границ, осознавание эмоций возникающих при нарушении границ. Ведущий может не участвовать в тройках.

Завершение "Снежинка" Осознание себя как личности не похожей на других.

Заключительное обсуждение итогов занятия.

Ритуал прощания.

Занятие 3

Чувства. Сложности идентификации чувств.

Цель: Научиться идентифицировать собственные эмоциональные переживания. Научиться отделять чувства от поведения и мыслей

План проведения:

Начало работы. Обмен чувствами. Повторение правил. Вхождение в атмосферу группы, создание специфического климата. Детям может быть трудно, проговаривать свои чувства

Разминка «Мячик» - ассоциации. Какие вы знаете чувства. Навык спонтанного реагирования. Ведущий получает для себя информацию о том, какие чувства детям известны. Исходя из этого, строит работу по теме.

Работа по теме. Мини лекция "Что такое чувства. Какие бывают чувства" Закрашивание человечков чувств. Осознавание чувств, знакомство с диапазоном чувств. Ощущение чувств собственным телом. Данные упражнения могут затрагивать глубокие личностные процессы.

Разминка "Переманивания" Разрядка, сплочение группы. "Размораживание"

Работа по теме. Мысли чувства и поведение. Игра "Обозначь ситуацию" Выработка навыка различать мысли чувства и поведение. На этом этапе участникам можно раздать таблички чувств, которые облегчат им работу в дальнейшем.

Завершение "Повтори упражнение" Обмен чувствами. Сплочение, навык невербальной рефлексии.

Занятие 4

Выражение чувств. Понимание чувств других людей. Невербальные выражения чувств.

Цель: обучение выражению чувств и пониманию эмоционального состояния других людей по невербальным признакам. Развитие наблюдательности.

План проведения:

Начало работы. Обмен чувствами. Вхождение в атмосферу группы

Разминка "Путаница" Сплочение группы, мобилизация. Упражнение может затянуться.

Работа по теме. "Выражение чувств" обсуждение. Тренировка невербального выражения чувств, умение определять чувства другого человека. Участникам может быть трудно, отгадать чувства небольшой интенсивности (удовольствие, растерянность, огорчение.)

Разминка "Назови число" Мобилизация внимания, разрядка, сплочение группы.

Работа по теме "Нарисуй чувство" Обучение выражению чувств через изобразительную деятельность. Музыка, краски, бумага.

Завершение Обсуждение занятия, обмен чувствами Формирование навыка рефлексии.

Занятие 5

Понятие агрессии. Конструктивная и неконструктивная агрессия. Отличие агрессии от уверенного поведения. Способы выражения агрессии.

Цель: Сформировать установку на неагрессивное общение. Обучить распознаванию собственной агрессии и агрессии других людей.
Обучить способам разрядки чувств, провоцирующих агрессивное поведение.

План проведения:

Начало занятия "Здравствуйте". Обсуждение чувств Вхождение в атмосферу группы

Разминка "Выбрасывание пальцев" Сплочение группы, повышение настроения, снижение напряженности и скованности

Работа по теме 10 плюсов и 10 минусов агрессивного поведения. дискуссия. Осознание того, какие функции выполняет агрессивное поведение, для чего оно необходимо, и какие опасности оно влечет.
Мотивирование на неагрессивные способы взаимодействия. Ведущему необходим опыт ведения дискуссий. Важно окончание дискуссии. Минусы агрессии должны перевесить.

Разминка "Ужасно-прекрасный рисунок" Разрядка, выражение агрессии, стимулирование группового процесса. После выполнения упражнения необходимо обязательно отследить чувства.

Работа по теме. «Уверенное, неуверенное поведение, агрессивное поведение». Ролевые игры. Различение уверенного и агрессивного поведения. Осознание участниками привычных поведенческих реакций в трудных ситуациях. Карточки с ситуациями Ролевые игры могут занять гораздо больше времени.

Завершение. Обмен чувствами. Формирование навыка рефлексии

Занятие 6.

Отношение к себе. Самооценка. Мои сильные стороны.

Цель: привлечь внимание к своему Я. Сформировать установку на положительное отношение к своему Я. Найти в себе ресурсы (сильные стороны).

План проведения:

Начало работы "Повтори движение." Обмен чувствами. Вхождение в атмосферу группы. Сплочение.

Разминка "Построиться по." Улучшение настроения, сокращение дистанции в общении, создание доверительной атмосферы. В качестве признаков можно выбирать черты характера (общительность, активность)

Работа по теме "Мои сильные стороны". Определение собственных сильных сторон, формирование привычки думать о себе положительно. Можно использовать списки различных черт личности, из которых участники выбирают те, которые есть у них.

Разминка "Поросята и котята" Разрядка, сплочение. Упражнение может вызывать сильные эмоции, когда человек долго не может найти свою группу.

Работа по теме "Карта моей души" Формирование Я-концепции, возможность побыть с самим собой, формирование более глубокого отношения друг к другу. Упражнение может быть трудным для подростков с недостаточным уровнем развития творческих способностей.

Завершение "Какого вы цвета" Рефлексия через цветовое восприятие.

Занятие 7.

Отношение к себе. Самооценка. Мои слабые стороны.

Цель: сформировать адекватное отношение к своим недостаткам. Донести до участников идею о том, что недостатки не являются исключительно негативным явлением, они относительны.

План проведения:

Начало работы. Обмен чувствами "Никто из вас не знает, что я." Вхождение в атмосферу группы самораскрытие

Разминка "Найди животное" Повышение настроения, активизация участников.

Работа по теме. Мини лекция о том, что такое слабые стороны.
Упражнение "Мои слабые стороны" Внимательное отношение к своим слабым сторонам, относительность слабых сторон в разных ситуациях. Бумага ручка карандаш. Можно использовать таблички с чертами характера и личности.

Разминка "Печатная машинка" Разрядка, активизация внимания Напечатанная таким образом фраза надолго запоминается. Есть возможность, передать участникам какую то важную мысль. Можно использовать как продолжение предыдущего упражнения

Работа по теме. Мозговой штурм "для чего мне нужны слабые стороны" Формирование установки на адекватное восприятие своих слабых сторон.

Завершение. Обсуждение, обмен чувствами. Можно использовать анкеты. Рисунки, использовавшиеся в предыдущих занятиях. Анкеты бумага В ходе этого занятия чувства могут быть интенсивными, поэтому важно очень внимательно отнестись к последнему этапу

Занятие 8.

Человек как социальное существо. Общение.

Цель: осознание роли общения в жизни человека. Осознание собственной потребности и способности к общению.

План проведения:

Начало работы. Обмен чувствами. Вхождение в атмосферу группы. Разминка "Пожелания на день" Повышение настроения, обмен позитивными эмоциями.

Работа по теме. Мозговой штурм на тему "Что такое общение" Осознание роли общения в жизни человека, понятия общения.

Разминка "Бурундуки". Разрядка, сплочение.

Работа по теме Анкета "Общительный ли я?". Осознание роли общения в своей жизни, получение обратной связи от группы.

Завершение Обмен чувствами, подведение итогов. Формирование навыка рефлексии. Отреагирование негативных чувств.

Занятие 9.

Формирование навыков эмпатии. Развитие наблюдательности к невербальным аспектам общения.

Цель: Повышение самопонимания и понимания других. Развитие эмпатии.

План проведения:

Начало работы. "Глаза в глаза". Вхождение в атмосферу группы, установление тесного контакта с участниками.

Разминка "Таможня". Создание непринужденной атмосферы, формирование навыков тонкого анализа невербальных проявлений.

Работа по теме. "Разговор по телефону". Понимание невербального общения.

Разминка "Запомни место". Разрядка, сплочение, развитие наблюдательности.

Работа по теме "Благодарность без слов". Выражение положительных чувств без слов.

Завершение Рефлексия. Обмен чувствами. Самоанализ, отреагирование отрицательных эмоций.

Занятие 10.

Я глазами других.

Цель: Формирование адекватного представления о себе в общении через обратную связь.

План проведения:

Начало работы Обмен чувствами, ближайшие цели. Вхождение в атмосферу группы.

Разминка "Повернуться вместе". Сплочение, повышение настроения.

Работа по теме «Список качеств важных для общения».

Разминка "Я вижу" Осознание различия между тем, что вижу и тем, что представляется.

Работа по теме. "Горячий стул" Получение обратной связи, коррекция Я образа через представления других людей. Возможно использование другого упражнения "Надписи на спине".

Завершение. Рефлексия, обмен чувствами Развитие навыка самоанализа. Отреагирование чувств.

Занятие 11.

Конфликт. Решение конфликтов конструктивным способом.

Цель: Формирование навыка разрешения конфликтных ситуаций.

План проведения:

Начало работы. Обмен чувствами. Вхождение в атмосферу группы. Напоминается, что следующее занятие будет последним.

Разминка "Доверяющее падание". Сплочение, доверие.

Работа по теме Мини-лекция "Конфликт. Дискуссия.
Формирование представлений о конфликте и способах его разрешения. Выработка установки на конструктивное разрешение конфликта.

Разминка "Совместные приседания". Возможность установить контакт невербально, сплочение.

Работа по теме Я-высказывания. Ролевые игры. Обучение способу разрешения конфликтов. Закрепление через проигрывание жизненных ситуаций.

Завершение Рефлексия, обмен чувствами. Развитие самосознания, отреагирование эмоций.

Занятие 12.

Завершение работы.

Цель: Обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.

План проведения:

Начало роботы. Обмен чувствами. Вхождение в атмосферу группы. Важно поговорить с участниками о предстоящем завершении работы, чтобы помочь им осознавать процесс завершения.

Разминка. Любое понравившееся упражнение из использовавшихся ранее. Разрядка, сплочение.

Работа по теме. Общий рисунок. Сплочение, получение позитивных эмоций от совместной деятельности.

Разминка Любое понравившееся упражнение. Разрядка. Сплочение.

Работа по теме «Чемодан». Опыт получения и выражения позитивной обратной связи. Возможность выражения положительных эмоций по отношению друг к другу.

Завершение. Завершающий обмен впечатлениями, что получил на занятиях, подведение итогов.

Работа со взрослыми выстраивается в форме лекций. Работа со взрослыми ведется на протяжении всего учебного года.

Темы лекций "Возрастные особенности подростков". "Чувства и эмоции. Конструктивное выражение чувств". "Агрессия и агрессивность. Возможности коррекции". "Способы общения с ребенком". "Самооценка. Как любить себя"

Работа со взрослыми должна выстраиватья в форме лекций.

Примерные темы лекций "Возрастные особенности подростков". "Чувства и эмоции. Конструктивное выражение чувств". "Агрессия и агрессивность. Возможности коррекции". "Способы общения с ребенком". "Самооценка. Как любить себя"

Основная цель лекций информирование родителей об особенностях подросткового возраста и способах взаимодействия с ним на этом этапе. Возможно проведение дискуссии, как с родителями, так и с педагогами на тему: "Способы общения с ребенком подросткового возраста".

Цель дискуссии: сформировать установку на изменение не конструктивных способов взаимодействия с ребенком.

1

1. Тугулева, Г.В., Куприянова, А.А. Психологическое сопровождение агрессивного поведения старших дошкольников / Г.В. Тугулева, А.А. Куприянов // Мир детства и образование: сб. материалов VIII очно-заочной Всероссийской науч.-практ. конференции с приглашением представителей стран СНГ. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. – 282 с., С. 191 – 196.

2. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.

Одной из актуальных проблем социально - личностного развития детей является преодоление агрессивности, так как наличие агрессивности оказывает отрицательное влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

Среди агрессивных детей мы выделили четыре группы агрессивного поведения детей:

По внешним поведенческим проявлениям агрессивности (по частоте и степени жестокости агрессивных действий;

По своим психологическим характеристикам (уровню мышления, произвольности);

По уровню развития игровой деятельности;

По своему социальному статусу в группе сверстников.

Изученные психолого-педагогические особенности агрессивного поведения детей позволили выделить приемы работы при агрессивных проявлениях детей:

Полное игнорирование реакций ребенка;

Выражение понимания чувств ребенка;

Позитивное обозначение поведения;

Контроль над собственными негативными эмоциями;

Снижение напряжения ситуации;

Обсуждение проступка;

Сохранение положительной репутации ребенка;

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Для преодоления агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста мы разработали технологию, реализация которой была проверена в ходе производственной практики.

В контексте нашего исследования коррекционно-развивающая технология - это система педагогических и психологических мероприятий (совокупность средств и методов теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания), способствующих полноценному развитию всех детей, преодолению отклонений в их развитии. Исходя из данного определения и представляем содержание технологии психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста:

Занятие 1. »Будь смелым». Цель: создание условий для снижения тревожности через закрепление ребенком позиции режиссера.

Задачи: создавать условия для снижения напряжения у детей; способствовать формированию веры детей в свои силы, умению вести себя конструктивно в новой ситуации.

Материал: шапочки для брата Бом и Минь. Лист бумаги, краски.

Ход занятия:

Добрый день ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга.

1. Приветствие «Подари подарок другу»:

Изобразите подарок, который вы можете изобразить пантомимой.

2. Беседа: «Что значит быть смелым?»

3. Продолжи сказку:

Сейчас мы разыграем с вами сказку. Кто из вас какую роль хотел бы играть?

Дети выбирают. Педагог-психолог читает, дети показывают.

«Жили, были два брата - Бом и Минь. Бом был сильный, смелый и никогда не унывал (психолог показывает смелого, веселого; просит ребенка повторить), а Минь всего боялся, плакал и часто не знал, что делать(психолог показывает боязливого, плаксивого брата; просит ребенка повторить). Братья очень дружили и всегда были вместе (психолог берет ребенка за руку и показывает, как дружили Бом и Минь).

Но вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду (показывает злого дракона, «летает» по комнате; просит ребенка повторить). Тогда, Бом решил прогнать этого дракона. Собрался он, попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал, (показывает, как. Бом простился со всеми и поскакал на коне; просит ребенка повторить). Минь хотел поехать с братом, но очень боялся, поэтому остался дома (показывает, как Минь боялся; просит ребенка повторить).

Прошло много времени, и от Бома не было никаких известий. Тогда родители послали Миня выручать брата и прогонять дракона. Минь долго плакал, но делать нечего - собрался он, сел на коня и отправился в путь (показывает, как Минь поплакал, сел на коня и медленно поехал; просит ребенка повторить). Приехал Минь к пещере дракона. Смотрит, а дракон превратил Бома в камень (изображает камень; просит ребенка повторить). Испугался Минь, хотел уже убежать (психолог показывает, как Минь испугался; просит ребенка повторить), но тут появился Добрый волшебник...»

Детям предлагается ответить на проблемные вопросы:

4.Рисование-обсуждение. Детям предлагается нарисовать понравившегося героя сказки.

5. Релаксация «Шарик»:

Представьте себе, что сейчас мы будем с тобой надувать шарики. Вдохните воздух, поднимите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как растут узоры на нем. Дуйте осторожно. А теперь покажите их друг другу.

6. Ритуал прощания «Подари улыбку другу». Дети, сидя по кругу передают свою улыбку друг другу.

Занятие 2. »Развитие эмпатии». Цель: формирование эмпатийного поведения.

Задачи: эмоциональное оживление детей; формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия товарищу; способствовать развитию эмпатии к сверстникам; воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Ход занятия:

1. Приветствие «Подарим улыбку друг другу». Дети, стоя в кругу, поворачиваются друг к другу и по цепочке приветствуют друг друга улыбкой.

2. «Подари подарок другу». Детям предлагается нарисовать и изобразить пантомимой подарок другу.

3. Этюд «Спаси птенца».

Воспитатель приводит примеры пословиц и поговорок о друге и дружбе. Говорит о том, что в нашей помощи нуждаются птицы, предлагает спасти маленького птенца:

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам!

4. Ритуал прощания «В кругу друзей».

Занятие 3. »Будь доброжелательным».

1. Приветствие. Дети, стоя в кругу, по цепочке приветствуют друг друга сжимая ладонь, стоящего справа.

2. Игра «Аэробус». В игре «Аэробус» дети работают небольшими группами и должны действовать очень согласовано - ведь Маленькому аэробусу надо придать чувство уверенности и плавного полета. Когда Маленький аэробус почувствует, что он может доверять несущим его детям, он закроет глаза и насладится полетом.

Ход игры: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким аэробусом? Остальные ребята класса будут помогать Аэробусу «лететь». Хорошо, Петя, ты - первый Аэробус, который должен «лететь». Ложись животом вниз на одеяло и разведи руки в стороны как крылья самолета. Теперь я хотела бы, чтобы с каждой стороны Аэробуса встало по одному человеку. Присядьте и просуньте руки под его ноги, живот и грудь. Один из вас должен медленно сосчитать до трех, и тогда все сообща встают и поднимают Аэробус с поля... (Подождите, пока дети поднимут Самолет.)

Так, теперь можно потихоньку поносить Самолет по нашему помещению. Когда Петя будет совсем уверенно себя чувствовать, он закроет глаза. Пусть Самолет совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на одеяло.

Когда Аэробус «летит», Вы можете комментировать его «полет» и обращать особое внимание на аккуратность и бережное отношение детей к водящему. Затем другие дети играют эту роль. Вы можете попросить Аэробус самому выбрать тех, кто его понесет. Когда Вы увидите, что у детей все получается хорошо, то можно будет «запустить» два Аэробуса одновременно».

Анализ упражнения: Как ты чувствовал себя в качестве Аэробуса? Доверял ли ты тем, кто тебя нес? Когда ты начал чувствовать себя уверенно? Как ты чувствовал себя в качестве Носильщика Аэробуса? Дружно ли работали Носильщики? Кому из детей ты охотно доверишь нести себя?

3. Игра «Бумажные мячики». Эта игра дает детям прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.

Игровые материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначать линию, разделяющую две команды.

Инструкция: Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует его, скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!».

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию.

4. Игра «Дракон».

Ход игры: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник «голова», последний - «хвост». «Голова» - должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

5. Прощание. Дети, взявшись за руки говорят: «До свидания!».

Занятие 4. »Верь в себя».

1. Приветствие.

2. Рисование «Жемчужина моей души».

Дети передают свое настроение, свои мысли, страхи в форме рисунка.

Педагог-психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают, что они нарисовали.

3. Рассказ медитация «Моя душа».

Предложите ребенку сесть и расслабиться. Пусть он закроет глаза и несколько раз глубоко вдохнет и выдохнет. Теперь можно приглашать его в путешествие по внутренним просторам. Идеально, если в качестве музыкального сопровождения у вас найдется мелодия, включающая звуки моря (разумеется, без слов).

Можно начинать рассказ-медитацию: »Душа каждого человека похожа на море. То она светлая и спокойная, солнечные блики светятся на ее поверхности, радуя окружающих. То налетит шторм, волны клокочут, крушат и сметают все, что подвернулось на их пути. В эти моменты окружающие могут бояться моря и избегать его. Но какая бы погода ни была, на дне моря все иначе. Давай попробуем опуститься в прозрачную бирюзовую толщу воды. Видишь, мимо нас проплывают стайкой маленькие блестящие рыбки? А вот морская звезда. Плывем еще глубже. Там, на самом дне моря, лежит истинное сокровище твоей души. Это жемчужина. Только ты можешь взять ее в руки. Подплыви ближе и рассмотри ее. Какой она излучает свет? Какие у нее размеры? На чем она лежит? Возьми ее аккуратно в руки. Такие жемчужины есть в душе и у других людей, но нигде нет даже двух одинаковых. Слышишь звуки? Наверное, она хочет сказать тебе что-то важное о тебе самом! Послушай ее внимательно, ведь она знает, что ты уникальный, хороший, особенный. Ты хорошо расслышал, что она тебе поведала? Если да, то бережно опусти жемчужину снова на дно твоей души. Поблагодари ее за то, что ты можешь чувствовать себя счастливым. Что ж, пора плыть обратно. Когда я посчитаю до десяти, ты подплывешь к поверхности моря, вынырнешь и откроешь глаза».

Примечание. Эта игра незаметно выполнит сразу две задачи: снятие мышечного и эмоционального напряжения у ребенка и поднятие его самооценки, веры в свою уникальность и нужность.

4. Прощание. Дети, взявшись за руки, по кругу называют имя стоящего справа и прощаются.

Занятие 5. «Тебя любят».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Зеркало».

«Сейчас вам нужно выполнить несколько несложных заданий, точнее - изобразить их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре: 1) пришиваем пуговицу; 2) собираемся в дорогу; 3) печем пирог; 4) выступаем в цирке.

Каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары. Пожалуйста. Пары готовы, приступаем к заданиям. Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору».

Один - исполнитель, а другой - его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом, перед группой выступают все ее участники в двух ролях.

2. Рисование «Волшебное путешествие». Детям предлагается нарисовать ту страну, город или место, где бы они хотели побывать.

Дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают, что они нарисовали.

3. Игра «Принц и принцесса».

Дети делятся парами: мальчик - девочка. По очереди, каждой паре предлагается изобразить принцессу и принца. В разных видах деятельности, например: как читают сказку, как они танцуют, как гуляют, рисуют, играют и т.д.

Все ребята молодцы! Вы настоящие принцы и принцессы!

4. Игра «Добрые - злые кошки».

Ход игры: Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую- презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», - и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в »волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

5. Прощание.

Занятие 6. »Люби близких». 1. Приветствие «Круг друзей». Дети стоят в кругу, взявшись за руки, приветствуют друг друга по имени.

2. Упражнение «За что меня любит семья».

Детям предлагается рассказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

3. Рисунок «Праздник дома!».

4. Игра «Солнышко». Детям предлагается назвать своего соседа справа ласково.

5. Ритуал прощания «Подари улыбку другу».

Занятие 7. »Умей справляться с агрессией». 1.Приветствие.

2.Упражнение - релаксация «Корабль и ветер».

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.

3. Игра «Уходи, злость, уходи».

Ребенку предлагается лечь на спину на ковер и около него справа и слева положить подушки. Затем предложите ребенку закрыть глаза, и быть ногами по полу, а руками по подушкам и кричать «Уходи, злость, уходи!». Упражнение длится около 3 минут, а затем такое же время (минуты 3), ребенок спокойно лежит на спине, раскинув руки и ноги, и слушает спокойную музыку.

4. Игра «Упрямая подушка».

Ход игры. Психолог подготавливает заранее волшебную подушку (подушка с черной наволочкой, и обращаясь к детям говорит: «Волшебница Фея подарила мне подушку, она не простая, а волшебная. Внутри неё живут упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться, давайте их прогоним». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее», когда движения ребенка становятся медленнее, упражнения останавливается. Затем педагог предлагает послушать: «Упрямки в подушке?», ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. - Упрямки испугались и молчат в подушке.

5. Прощание.

Занятие 8. »Итоговое». 1. Приветствие «Круг друзей». 2. Упражнение-релаксация «Шарик». (Дети сидят на стульчиках). Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот - это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик.

А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Сделайте паузу, сосчитайте до пяти. Снова вдохните. Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие и рот.Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

3. Ритуал прощания «Солнечные лучики». Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.

Библиографическая ссылка

Куприянова А.А., Тугулева Г.В. ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13303 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Тропина Лидия Булатовна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск[email protected]

Психологопедагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей агрессивного поведения старших подростков. Раскрыта модель психологопедагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков.Ключевые слова: агрессия, агрессивность, подростковый возраст, психологопедагогическая коррекция.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Актуальность работы вызвана необходимостью определения психологических причин агрессивного поведения, раскрытия механизмов и психологопедагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков. Агрессивность –это намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное поведение–враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому лицу. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состояниями гнева, враждебности, ненависти, непонимания, деструктивной психологической защиты, аддиктивного поведения (В.И. Долгова, Р.Д. Дорофеева, В.Л. Юлдашев, А.Ф. Амиров, А.Н. Мартынов,Е.Г. Капитанец, О. А.Кондратьева ).Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально провести психологопедагогическую коррекцию агрессивного поведения старших подростков. Предмет исследования: психологопедагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков.Методыи методики:Методика А.БассаА.Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности детей действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребенка, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.Для получения достоверных данных об агрессивном поведении в ходе исследования так же использовался опросник Г. Айзенка.Опросник Г. Айзенка включает в себя описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник даёт возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности .Опросник предназначен для изучения индивидуальнопсихологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма. Методика позволяет достаточно точно выявить особенности, располагающие к суицидальному поведению. Проективные методик это методики, направленные на исследование личности и разработанные в рамках проективного диагностического подхода. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. Проективный метод был осуществлен с помощью рисуночной методики «Несуществующее животное» .Обсудим далее распределение результатов исследования по методике БассаДарки.Индекс агрессивности –это суммарный индекс физической агрессии, косвенной агрессии, раздражения и вербальной агрессии.Высокий уровень 72,72%(16 человек). Подросткиотмечают, что испытывают желание причинить вред окружающим, а также используют физическую силу против другого человека.Подростки выражают свои негативные эмоции через ссору, крики, угрозы оппоненту. Мы наблюдаем недисциплинированность, которая проявляется как сознательное нарушение общепринятых социальных норм и правил поведения, игнорирование просьб. Средний уровень 18,18%(4 человека). Подростки с данным уровнем агрессивности отмечают, что находят конструктивные выходы в проблемной ситуации. Они указывают, что не способны ударить человека, так как уверены, что любой спор можно решить без споров и конфликтов. В проблемных ситуациях ведут себя адекватно, могут отстоять свою точку зрения, не прибегая на насильственным методам.Низкий уровень 9,1%(2 человека). Подростки отмечают, что не испытывают чувства раздрожения. Они не выражают свои негативные чувства через грубость. Нее способны использовать физическую силу против другого человека. Как показывают результаты диагностики, подростки с низким уровнем агресссивности обладают низкой мотивацией, что может впоследствии сказаться на межличностном общении. У старших подростков выявлено четыре уровня агрессивности. Высокий уровень 9,1%(2 человека). Подростки отмечают,что в разговоре часто перебивают собеседника, испытывают желание быть авторитетом для окружающих людей, предпочитают руководить, чем подчиняться, повышают голос. В споре не могут сдержать свои чувства под контролем, что приводит к повышению голоса, грубости по отношению к другим людям. Легко возбудимы и раздрожимы.Уровень выше среднего 54,5%(12 человек). Подростки, имеющие уровень выше среднего отмечают, что иногда им трудно в споре сдержать себя, иногда бывают легко возбудимы, раздражительны.Средний уровень 31,9%(7 человек). Подростки отмечают, что в споре ведут себя сдержанно и не испытавают чувства раздрожения к окружающим людям. В ходе решения какихлибо конфликтов ведут себя адекватно, обдумувают каждое действие и поступок.Низкий уровень 4,5%(1 человек). Подростки с низким уровнем агрессивности отмечают, что они предпочитают подчиняться, чем руководить, не вступают в конфликты. Их трудно расстроить или разозлить. В любом деле проявляют пассивность, довольствуются малым. Считают, что не способны организовать даже маленький коллектив.Высокий уровень 54,5%(12 человек). В рисунках участников данного уровня агрессивность проявляется в прорисовке рта с зубами, это свидетельствует о том, что подростки огрызаются, задираются, грубят в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, но в большинстве случаев это идет как защитная реакция.На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога, по сочетанию с другими признаками –когтями, щетиной, иглами –характер этой агрессии: спонтанная или защитноответная. Большие глаза признак того, что подростки испытывают неуверенность, страх, боязнь по отношению к окружающим. Общая энергия рисунков обладает резкой агрессивностью, об этом свидетельствует резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки).Высокая степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии –когти, зубы, клювы.Средний уровень 41% (9 человек). На среднем уровне агрессивности у подростков в их рисунках прослеживаются детали, несущие малую агрессию. Углы в рисунках не используются. Отмечаются небольшие когти, рот без зубов и клыков. Нажим изменчивый –это признак того, что подростки умеют приспосабливаться к изменяющимся условиям, пластичны в деятельности. Минимальная штриховка свидетельствует об относительном спокойствии старших подростков.Прорисовка и затемнение нижних контуров фигуры свидетельствует о том, что подростки данногоуровня используют агрессивное поведение как защиту против насмешек, непризнания у младших, боязнь осуждения.Низкий уровень 4,5%(1 человек). В рисунках подростков данного уровня не находится никаких признаков, свидетельствующих об агрессивной тенденции. Изображают маленькие глаза –признак того, что ребенок часто уходит в себя, очень застенчив. В основном используются такие детали как изменчивые, разнообразные штрихи. Из этого можно сделать вывод, что у подростка недостаток упорства, настойчивости. Отсутствует защищенность.После проведения проективной методики «Рисунок несуществующего животного» было выявлено, что 54,5%(12 человек) в своих рисунках отмечают большое количество деталей, указывающих на агрессивное поведение. 41% (9 человек) в своих рисункахуказывают не значительное проявление агрессивного поведения. И всего лишь 4,5% (1 человек) не отмечают детали, указывающие на агрессивные тенденции, рисунки относительно спокойны.Таким образом, подводя итоги по этой методике можно сказать о том, что в этом классе высокий уровень агрессивного поведения. В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что 13 подростков нуждаются в психологопедагогической коррекции агрессивного поведения. С высоким уровнем агрессивности 11 человек и 1 человек с низким уровнем агрессивности. Для подростков с высоким уровнем агрессивности программа психологопедагогической коррекции призвана снизить уровень агрессивного поведения. Для подростков с низким уровнем агрессивности психологопедагогическая коррекция будет способствовать обретению уверенности в себе, повысить самооценку. Для коррекции агрессивного поведения старших подростков была составлена программа психологопедагогической коррекции агрессивного поведения.Программа состоит из десяти занятий направленных на снятие уровня агрессивного поведения старших подростков. Данная коррекционная программа поможет подросткам поверить в свои положительные качества, умение конструктивно выходить из конфликтной ситуации. После окончания коррекционной работы мы повторно замерили уровень агрессивного поведения.По итогам тестирования учеников мы определили уровень различных видов агрессии после проведения коррекционной программы.У старших подростков после проведения коррекционных занятий по индексу враждебности выявлено два уровня агрессивных реакций.Высокий уровень 46,15% (6 человек). Подростки продолжают проявлять обособленность в поведении, демонстрируют ненависть к окружающим, в их поведении чувствуется напряженность. Подростки также отмечают, что в классе их часто охватывает чувство ярости, легко раздражимы. Средний уровень 53,85%(7 человек). Подростки продолжают отмечать, что в редких случаях испытывают ненависть и зависть к другим людям. Подростки научились не давать волю эмоциям в проблемных ситуациях, адекватно реагируют на окружающих. Нераздражительны, не имеют врагов. Способны управлять своим поведением. У старших подростков, после проведения коррекционных занятий, по индексу агрессивности, выделено два уровня агрессивных реакций.Высокий уровень 61,54%(8 человек). Подростки по прежнему отмечают, что испытывают желание причинить вред окружающим, а также используют физическую силу против другого человека.Подростки продолжают выражать свои негативные эмоции через ссору, крики, угрозы оппоненту. Средний уровень 38,46% (5 человека). 38,46%подростковв классе не испытывают чувства злости, зависти и раздрожительности. Они указывают, что не способны ударить человека, так как уверены, что любой спор можно решить без споров и конфликтов. Подрости отмечают, что в проблемных ситуациях ведут себя адекватно, могут отстоять свою точку зрения, не прибегая на насильственным методам. Выводы:После проведения кррекционной прораммы все указывает на то, что до проведения коррекционных занятий высокий уровень имели 92,3%подростков, а после коррекции этот уровень агрессивных реакций снизился до 61,54%. Это говорит о том, что для четверых подростков коррекция агрессивного поведения имела большое значение. Так же мы можем наблюдать, что количество подростков со средним уровнем агрессивности заметно увеличилось. До коррекции изначально было 0% подростков, которые имели средний уровень агрессивности, а после коррекции количество человек увеличилось на 38,46%. Это позволяет нам судить о том, что коррекция агрессивного поведения была полезна и дала результаты. После проведения коррекционных занятий никто из учеников не занял низкий уровень агрессивности. Это говорит о том, что возможно подростки приобрели мотивацию к деятельности, в дальнейшем способны пересмотреть свои эмоции и поведение.У старших подростков после проведения коррекционных занятий выявлено два уровня агрессивных реакций.

Ссылки на источники1.Долгова В. И. Коррекционноразвивающая работа с подростками, оставшимися без попечения родителей (монография).–Челябинск: Издво «АТОКСО», 2010. –124 с.Дорофеева Р. Д., Долгова В. И., Юлдашев В. Л., Амиров А. Ф., Мартынов А. Н.Факторы риска формирования аддиктивного поведения у учащейся молодежи по данным анонимного анкетирования// Вопросы наркологии.–2007.–№1.–С. 26–31.3.Долгова В. И., Кондратьева О. А. Психологическая защита: монография. –М.: Издво Перо, 2014.–160 с.4.Долгова В. И., Капитанец Е. Г. Психологопедагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков (монография).–Челябинск: Издво «АТОКСО», 2010.–110 с.5.Батаршев А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. –М.: Владоспресс, 2011. –334 с.

Lydia Tropina, graduate student in the psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, [email protected] correction of aggressive behavior of older adolescentsAbstract. The article presents the analysis of the characteristics of the aggressive behavior of older adolescents. Disclosed model of psychologicalpedagogical correction of aggressive behavior of older adolescents.Key words:aggression, aggressiveness, adolescence, psychologicalpedagogical correction.

Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск

В продолжение темы:
По именам

День учителя считается профессиональным праздником работников в сфере образования. В этот замечательный день ученики поздравляют своих учителей, дарят им цветы и конфеты,...

Новые статьи
/
Популярные